ПАПА РЕШАЕТ,
А ВАСЯ СДАЕТ
Строчка из этой песенки вспоминается, когда узнаёшь, каким путем идут студенты к заветному диплому. Правда, в роли «папы» выступают, как правило, не родственники. Но очень часто начинается подобный бизнес с безвозмездной помощи комуто из близких или друзей.
Отец одной моей подруги по образованию инженерконструктор, окончил Московский авиационный институт еще в 60е годы. Сейчас он трудится на крупном ярославском предприятии, вотвот выйдет на пенсию. Но есть у него еще один способ заработка – время от времени он пишет курсовые и дипломные работы студентам ярославского политеха. Иногда выполняет контрольные. (Назвать его настоящее имя я не могу, а для удобства повествования пусть будет Иван Иванычем.)
За свою работу Иван Иваныч берет в зависимости от ее сложности. Контрольная обходится лентяям или бездарям в 600 – 800 рэ, курсовая будет стоить около трех тысяч, а диплом – 4 тысячи целковых. За срочность исполнения заказа плата повышается. Например, если студент (а они порой бывают очень забывчивы) вспомнит, что через два дня нужно сдать очередную контрольную работу, и прибежит часов в пять вечера с просьбой о помощи, то ему придется выложить минимум тысячу. Бывает, что в контрольной нужно выполнить много сложных чертежей или вычислений. Цена работы в этом случае также слегка возрастает.
Ктото просит изысков: «Мне какнибудь поглупее напишите, а то никто не поверит, что я сам все это сделал». За годы работы у опытного Иван Иваныча накопилось множество «наработок», он уже знает, как сделать диплом на «отлично» или курсовую на «троечку». Предупреждает, где допущена ошибка, на которую укажет преподаватель, чтобы завалить, и как студенту нужно будет ответить, дабы не завалиться до состояния солдатасрочника, например.
А началась эта не подконтрольная ни одной налоговой деятельность с тривиального события. Племянник Ивана Иваныча, учившийся заочно, никак не мог написать контрольную. Дядя племяшке (родня какникак) помог. Потом писал за него другие контрольные, а дальше – и некоторые курсовые, и значительную часть диплома. С родственника денег не брал. В благодарность племянник привел дяде новых клиентов – сначала своих же однокурсников, а потом и студенты дневных отделений потянулись. С них Иван Иваныч, конечно же, стал взимать плату.
«ДА КТО ИХ ЧИТАЕТ – ЭТИ КОНТРОЛЬНЫЕ!»
К зарабатыванию денег на нерадивых студентах через этап дружеской помощи пришла и одна из моих знакомых. Довольно умная девушка (назовем ее Марией), окончила политех по специальности «экономический менеджмент». Уже на первом курсе во время контрольных Маша успевала не только свою работу выполнить, но и помочь товарищам. Соседу справа, соседке слева и тому, кто сидит впереди, – в общем, три – четыре человека выражали ей свою бесконечную благодарность.
На втором курсе умница Маша решила – благодарность благодарностью, однако лучше деньгами. Шкалу расценок она ввела исходя из строгих экономических расчетов (менеджер всетаки, не ктонибудь): сколько времени ушло на изучение книжек и выполнение работы, сколько бумаги исписано и тонера из картриджа утекло и тому подобное.
У девушки в этом виде бизнеса обнаружился несомненный талант. Уже на втором курсе она писала домашние контрольные четверокурсникам (!), просто полистав их учебники. Ей легко удается творить в разных стилях. А также составлять самые разные комбинации из текстов: две курсовые, например, легко переделываются Марией в одну дипломную работу, а из одного старого диплома лепится до трех курсовых.
За те два года, что прошли после окончания учебного заведения, Маше изза большого количества заказов даже поисками официальной работы некогда заняться. Но пока ей и ни к чему эта работа. Четыре диплома в прошлом году сделала – на шикарную шубку заработала. Отдыхала уже не раз за границей. Большой плюс – всегда есть свободное время.
Правда, один из последних видов заработка Машу сильно напрягает: ей приходится еще и сессии сдавать за одну студентку. Та учится в ярославском филиале московского института. Точнее, не учится, а посещает занятия. Ни бельмеса не смыслит в своей будущей профессии, если сказать правду. Сначала она покупала у Маши контрольные. Получала за них «пятерки». Но умато, ясное дело, не прибавилось. А тут экзамен. Как быть? Ведь у нее, «круглой отличницы», реальных знаний даже на два балла маловато. Попросила свою подпольную писательницу сходить вместо нее. И что? Все прошло без сучка, без задоринки!
На сегодняшний день таким способом сдано уже несколько предметов. На «отлично», разумеется. Девушки подстроились друг под друга: одна подстриглась и перекрасила волосы в более темный цвет, другая перестала пользоваться косметикой, отправляясь на занятия. Хотя конспирация кажется излишней. Преподаватели филиала не занимаются идентификацией личности, как и выяснением авторства написанных работ. Как сказала мне Маша: «Да кто их читает, эти контрольные!»
Подтверждает ее мнение история, рассказанная мне одним студентом Демидовского. Его однокурсник решил проверить бдительность преподавателя и, оформив титульный лист, введение и заключение – как полагается, вместо текста курсовой сдал распечатку рецептов кулинарной книги. Преподаватель так и не узнал, как сварить борщ или приготовить омлет, – он не прочитал работу...
Но, конечно, не все кандидатыдоктора бывают столь безразличны. Начальник отдела по вопросам высшей школы и науки обладминистрации, преподаватель экономического факультета ЯрГУ Ирина ЛОХАНИНА уверяет:
– Списанные вещи всегда узнаваемы. Ведь у каждого преподавателя есть свои, особые требования, которые он предъявляет к работе. Так что своеобразие чужого научного подхода, «чужие» требования видишь сразу. Я всегда определю, плагиат передо мной или нет. Тем более если курсовая или диплом куплены у когото из моих бывших студентов. Совсем недавно у меня был случай, когда в курсовой я узнала часть дипломной работы моей бывшей ученицы. Выяснилось, что она простонапросто продала свою работу.
ПИШУТ БЫСТРО, ПЕРЕДЕЛЫВАЮТ БЕСПЛАТНО
Что же касается объявлений в газетах, можно попытать счастья и таким способом. Рискованнее, конечно, нежели обратиться к проверенным людям. Зато в ряде случаев радуют цены. Например, курсовая по психологии, написанная в течение недели, обойдется в 1300 целковых, а в одной из ярославских фирм (специализирующейся не только на написании контрольныхкурсовых, но еще и на репетиторских услугах) реферат в зависимости от темы потянет на 350 – 500 рублей. Стоимость заказа может возрасти, если автор, выполняющий его, запросит компенсацию за срочность или сложность работы.
В нашем городе находится филиал этой фирмы, центральный его офис расположен в Череповце. Удивительно, но координаты «начальников» удалось узнать легко. В телефонной беседе выяснилось, что данная компания располагает разветвленной сетью филиалов и множеством сотрудников. Заказ может быть принят в одном городе, а выполнять его будут совсем в другом.
В основном к услугам этой фирмы прибегают студенты. Повышенным спросом пользуются рефераты, контрольные и курсовые. Дипломы заказывают реже, как считают работники фирмы – изза высокой стоимости. Скажем, самый дешевый диплом для студента высшего учебного заведения обойдется в пять тысяч рублей.
Кто же удостаивается чести быть автораминевидимками, полюбопытствовала я. Как оказалось, кандидатов наук в штате нет, но обязательное требование к пишущим – наличие законченного высшего образования по соответствующей специальности. Среди выдвигаемых условий, как ни смешно, – не заниматься плагиатом, работа должна быть эксклюзивной. При наличии замечаний, высказанных научным руководителем студента, все переделывается абсолютно бесплатно.
В общем – картина маслом, да и только! Можно ли както справиться с этим повальным списыванием? Или остается смириться с вторжением рыночных отношений в образование (которое у нас теперь чаще именуют рынком услуг). Вот что об этом думает Ирина Лоханина:
– Это прежде всего нравственная проблема самого студента. Какова его мотивация? Если ему нужны знания – он будет учиться и самостоятельно выполнять все задания. Если цель – получить корочки или избежать службы в армии, то отношение ко всему будет формальным, такому студенту не знакомы муки совести. Не хочу обвинять все филиалы, но их студентам особенно присущ «рыночный подход» к учебе. Я вижу, что многие из них целыми днями дежурят в коридорах экономфака Демидовского университета, вылавливают студентов нужного курса и просят продать курсовую. Значит, им подобные вещи сходят с рук, значит, требования их вузов весьма низкие.
Но, безусловно, это и нравственная проблема того, кто выполняет эти работы за студентов или продает их. В случае, о котором я рассказала, моя бывшая ученица заявила: «Но ведь я сама писала диплом. Почему же я не могу продать собственный труд?» Она даже не осознает, что в диплом вложен серьезный труд и ее научного руководителя!
Вторая сторона проблемы – отношение к списанным или купленным работам самих преподавателей. Здесь многое зависит от их профессионального уровня: смогут ли они обнаружить плагиат. А главное – захотят ли его обнаружить. Не секрет, что не всегда научные руководители вникают в тексты работ, особенно студентовзаочников, просматривают их по диагонали. Думаю, причина не только в общем снижении уровня нравственности, затронувшем в последние годы все сферы жизни, в том числе и высшую школу. Виноват и низкий уровень заработной платы. Для того чтобы иметь нормальный доход, преподаватели вынуждены работать в нескольких вузах, с большим, чем прежде, количеством студентов. Очевидно, они не могут внимательно относиться ко всем контрольным, курсовым, дипломным работам. Поэтому прежде чем ужесточать требования к профессорскопреподавательскому составу, следует начать с достойной оплаты их труда.
Гость | 17.04.2011 в 18:48 | ответить0
хорошая статья… и, самое главное, актульная тема поднята… про филиал пишите… думаю, что многие поняли, ЧТО это за организация… могу сказать, что и кандидаты и доктора в данной организации работают… сказала бы, что большинство))) и еще: очень плохо, что студенты обращаются за услугой написания диплома… таковы будущие специалисты… тем не менее, руководители у студентов бывают такими — хорошо, что идут и заказывают… сколько раз убеждалась в том, что руководители дипломных проектов в университете «обладают» некомпетентностью… а студент знает гораздо больше… что таким студентам делать?