Игорь, замахнувшийся на 519 человек (для этого ему надо посетить за 7 дней около 100 квартир), не очень доволен премьерой:
– По разным причинам мне удалось опросить лишь 50 человек. Значит, сегодня нужно наверстывать, чтобы выйти на уровень – 70 человек в день.
– Вы с кем-то соревнуетесь?
– Чем больше «клиентов», тем выше денежное вознаграждение. Сегодня я на «трассе» уже с 8 часов.
Самый большой процент опрошенных в первый день выпал у Игоря на период с 14 до 18 часов. В основном жильцы относились к переписчику с черной сумкой на плече доброжелательно. Высокий, симпатичный парень с добродушной, открытой улыбкой вызывал в людях, судя по всему, доверие. Правда, одна осечка чуть было не произошла.
Одна пожилая дама дверь после некоторых колебаний открыла, но в квартиру не впустила. А в общем коридоре на несколько квартир ни стола, ни стула, ни присесть, ни бумаги разложить. И тут в дверях нарисовалась хозяйская кошка. Вот тут-то будущий психолог и проявил высокую профессиональную выучку: Игорь наклонился, погладил киску, похвалив ее гладкую шерстку и грациозность походки. Хозяйка мгновенно оттаяла и с улыбкой пригласила студента в комнату и даже чаем грозилась напоить.
– Почтенного возраста мужчины любят порассуждать о политике: в основном ругают Ельцина, «угробившего страну», да и о нынешней власти порой жестко отзываются. Приходится поддакивать из тактических соображений, – делится опытом Игорь.
Около 9 утра стартует на свой «объект» Наташа Агапова, студентка 4-го курса факультета экономики Демидовского университета. От предложения сопровождать ее не отказалась.
– Веселее будет, – улыбнулась Наташа.
Первый намеченный дом – № 7 на Большой Октябрьской. После звонка почти сразу же открылась дверь квартиры. Хозяйка ее Адель Михайловна радушно пригласила на кухню.
– Здесь вам будет удобней, в комнате спит мама, ей 90 лет, сами понимаете, – сообщила хозяйка, словно извиняясь за старушку, которая родилась еще до Октябрьской революции. Адель Михайловна – пенсионерка, на вопросы отвечает охотно, а если что-то запамятовала – заглядывает то в паспорт, то в квитанцию об оплате за квартиру, где обозначены квадратные метры.
– У меня и мужа образование среднее, хозяин на пенсии, но работает. Дочь в Питере, замужем, зять военный...
Из коридора неспешной походкой выплывает черный кот, забирается на стул, лапой тянется к опроснику: дескать, не забыли ли про меня.
– Маркиз, – представляет кота хозяйка.
Вообще, как рассказывают переписчики, коты и кошки вносят немалое оживление в скучную процедуру переписной кампании.
Буквально в следующей квартире, куда мы позвонили с Наташей, дверь открыл мужчина в пиджаке, синей рубашке, при галстуке и... с Фенечкой на руках. Так зовут кошку. Мужчина попросил зайти попозже, в выходной день, поскольку жены дома нет, а он не помнит... ее дня рождения...
В коммунальной квартире в том же доме на Большой Октябрьской из четырех жильцов в наличии оказался только один – Валентин Владимирович Галкин. Кошки, правда, он не завел, хотя на данный момент Валентин холостяк, живет один. По специальности электрик (закончил в свое время ПТУ), но затем переквалифицировался в художника по дереву. Оформляет интерьеры ресторанов, клубов...
В доме № 5 по ул. Салтыкова-Щедрина в коммуналке проживают три семьи. Самая большая – семья Гаффаровых. Встречает нас хозяйка – Шалале Гаффарова. У ее мужа Музафара – азербайджанца, два высших образования, в том числе – юридическое. Трудится адвокатом. Шалале закончила в свое время Ярославский пединститут. Сейчас не работает.
В этот день Наташа выполнила норму, а Игорь наверстал-таки упущенное накануне.