Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Батюшка наш преосвященный - так называли ученики митрополита Димитрия Ростовского, первого русского церковного деятеля синодального (послепетровского) периода. Ровно 250 лет назад состоялось обретение его мощей. В этот день, 4 октября 1752 года, шел ремонт церкви Зачатья Анны Спасо-Яковлевского монастыря города Ростова. Строители вскрыли пол и обнаружили мощи митрополита Димитрия. От них стали происходить чудеса: слепые прозревали, больные выздоравливали.
Денис БРУНКЕВИЧ.
Будущий митрополит родился в декабре 1651 года в семье казака Киевского полка Саввы Туптало в городке Макарово, недалеко от Киева. Мальчика назвали Даниил. Вскоре после рождения сына Савву произвели в сотники. Украина на тот момент находилась под властью Речи Посполитой. Но у нее была своя армия, которая оказала решающее влияние при воссоединении Украины с Россией. В 1654 году сотник Савва тоже присутствовал на Переяславской раде, где казаки присягнули московскому царю. Вскоре после этого семья Туптало поселяется в Киеве, купив собственный дом. А Даниил стал учиться в Киевской духовной школе-коллегиуме, крупнейшем учебном заведении православного мира. Полный курс был рассчитан на 11 лет, но Даниил проучился только начальные классы. Правда, позднее он продолжил свое обучение. Даниил знал польский - на нем он вел дневник (который начал в 20 лет) и писал письма, латынь - она открывала ему мир западного богословия, а также греческий язык. Наконец, церковно-славянский был своеобразным ключом к сокровищнице вековой святыни Руси - и Малой, и Белой, и Великой. Малой Русью в ту пору называли территорию современной Украины, Белой - Белоруссии, Великой - России. 9 июля 1668 года он приносит монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания, принимает постриг от игумена киевского Кирилловского монастыря Милетия Дзека, руководившего академией. Тогда же Даниил был наречен Димитрием. Под руководством своего учителя он пробыл четырнадцать лет. В восемнадцать лет в Каневе Димитрий посвящен в первый духовный сан - дьякона. В 1675 году архиепископ Лазарь Баранович рукоположил его в священники, после чего два года Димитрий был проповедником в Чернигове при архиепископской кафедре. Затем он едет в Белоруссию и Вильно, читает проповеди. И лишь в начале 1679 года возвращается на Украину. Новый архимандрит Варлаам благословляет Димитрия писать Жития святых на весь год. Но это становится делом всей его жизни. По этим трудам он и известен православным людям. В 1689 году состоялось окончательное воссоединение Украины с Россией. Большое посольство во главе с гетманом Мазепой прибыло тогда в Москву. Был в посольстве и Димитрий. Здесь патриарх Иоаким выразил недовольство тем, что Жития, написанные Димитрием, начали печатать, не дожидаясь разрешения из Москвы. Указал он и на некоторые огрехи в содержании. И даже когда Димитрий показал, что те же самые "спорные места" есть в книгах, изданных в Москве ранее, патриарх не сменил гнев на милость и приказал выдрать листы из уже отпечатанных томов. Но опала Димитрия продолжалась недолго. Наступало время Петровских реформ. Правление Петра I переориентировало направление развития Руси. После возвращения из Европы молодой царь решил "импортировать" в Россию и европейских архиереев. Таковыми он считал украинских епископов - людей и европейского образования, и европейской терпимости, к тому же вполне подвластных его воле. В числе других священников в 1701 году Димитрий был призван царем и поначалу определен митрополитом Сибири. Но когда Петр воочию убедился в слабом здоровье Димитрия, при котором он вряд ли бы доехал до Сибири, он направил его в Ростов. В Ростове новый митрополит произвел ряд решительных изменений: отменил бездушный обычай постригать в монахи овдовевших священников, никого из провинившихся не отправлял в монастыри на покаяние. В 1702 году 1 сентября начались занятия в школе, которую митрополит открыл при своей резиденции в кремле. На свои деньги Димитрий купил учебники, два глобуса и карты. Учителя получали жалованье из казны. В ученики набрали детей духовенства, но были отроки и из других сословий. Обучение было бесплатное. Митрополит даже сумел настоять, чтобы положили по деньге в день "нищим, которые учиться будут русской грамоте". Обучались в школе три года. Преподавали русский и греческий языки, латынь и риторику. Все учителя были украинцы. Димитрий стал духовным отцом своих двухсот учеников не только как священник, но и как наставник в учении. Несмотря на церковную строгость, в школе царил дух веселья и свободы. Учебный процесс был построен на соревновании - успевающих учеников с почестями провозглашали императором. В школе даже ставились спектакли: учителя переводили с польского какую-нибудь школьную мистерию, а ученики шили костюмы и устраивали представления. Наказания в школе не приветствовались. Каникулы длились три недели в августе, отдыхали и по церковным праздникам. Заботливость и щедрость Димитрия проявлялись во всем: он выплачивал из своего кармана небольшие стипендии (по грошу или по алтыну), из архиерейского сада ученикам отдавали яблоки, груши, вишни. Пошутить митрополит любил, но мог и рассердиться. В одном из распоряжений читаем: "Печалюся зело и гневаюся на вас, якоже вижду, вина развращения ваше, всяк живет по своей воли. Того ради поставляю над вами сеньора господина Андрея Юрьева, чтоб вас муштровал як цыганских лошадей, а вы ему будте покорны, послушливы, а кто будет противен, той пожалован будет плетью". В апреле 1703 года в школу приехал с инспекцией начальник монастырского приказа И. А. Мусин-Пушкин. Он остался доволен результатами проверки и в мае повелел устроить "трехдневное гульбище". Через три года состоялся первый выпуск ростовской школы. И той же весной школу закрывают. Димитрий в письме митрополиту Иову пишет уже без своих шуток: "Оскудевше мы во всем, оскудели и во учениках". Недоученных детей предписали отправить в армию. Димитрию также запретили набирать священников из крестьянского сословия. Димитрий Ростовский искренне молился о победах Петра. Но с некоторыми его нововведениями он не мог согласиться. Он обличал священников, нарушающих тайну исповеди, а Петр указывал доносить властям об антиправительственных настроениях, на исповеди обнаруженных. Критикуя новые веяния, с горечью говорил о том, что многие отказываются ставить иконы, а больше вешают "изображения Венеры или Дианы, или прочих ветхих кумиров". Также с упреком он говорил о новых порядках в армии, о том, что западные новшества наносят вред всему церковному духу. Продолжить задуманные литературные труды Димитрию не было суждено. 28 октября 1709 года вошедшие в келью нашли Димитрия мертвым. Он скончался во время молитвы, на коленях. Незадолго до этого в соборной церкви в честь Зачатья Анны он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: "Се покой мой, зде вселюся в век века". Несмотря на желание святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия святителем Иоасафом. Однако митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. До прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. Поэтому в выкопанной могиле наскоро сделали заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, как говорили, предусмотренное промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Вскоре последовал указ Синода о причислении святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых и установлении празднования 21 сентября (день обретения мощей) и 28 октября (день преставления). В честь обретения мощей небольшая Темерницкая крепость на юге России была переименована в Ростовскую, а населенный пункт при ней в 1796 году был преобразован в город с названием Ростов-на-Дону. В советское время мощи хранились в музее, затем их передали в Спасо-Яковлевский монастырь. В 1992 году состоялась уникальная выставка иконографии святителя Димитрия Ростовского в собрании Ростовского музея. Она побывала и в Ростове-на-Дону. Ее организатор, научный сотрудник музея-заповедника "Ростовский кремль" Марина Федорова является одним из немногих специалистов по иконографии святого Димитрия. Школьники и студенты, которые хотят лучше учиться, заказывают Димитрию Ростовскому молебны. Говорят, хорошо помогает.
Читайте также
07.01.2013Ярославль встретил РождествоВ ночь с 6 на 7 января в храмах Ярославля прошли торжественные Рождественские службы. В Успенском соборе Божественную Литургию служил митрополит Ярославский
17.02.2012Дивный сад Игнатия Брянчанинова Сегодня исполняется 205 лет со дня рождения Святителя Игнатия Брянчанинова – великого русского богослова, аскетического писателя, учёного, проповедника.
06.10.2009Патриарх просил у верующих молитвВ минувшее воскресенье в Ярославской епархии и Ростове Великом отметили 300-летие преставления святителя Димитрия Ростовского. Торжества возглавил Святейший
10.09.2005Димитрию Ростовскому посвящается
Вещи святителя Димитрия Ростовского, иконы XVIII века с его изображением и даже полное прижизненное издание «Жития святых», составленное и подготовлен
10.11.2004По заветам святителя Димитрия
Десять лет исполнилось Ярославскому духовному училищу. За это время его окончили более 200 человек. Почти все они стали служителями православных храмов
04.10.2002Грант Ростовскому кремлю
Сегодня исполняется 250 лет со дня обретения мощей святителя Димитрия Ростовского.