Вариант 1. "Неграмотный"
В тетрадке строчки "наползают" одна на другую, буквы меняются местами, да и величиной они все разные... В математике ребенок путает знаки, числа, условия задачи с трудом "перешифровывает" в арифметические действия. Многочасовое сидение за столом, дополнительные занятия, укоры и "подкуп" - ничего не дает стойкого улучшения результатов. Вчера он все "понял", все сделал правильно, а назавтра - те же ошибки, как будто и не было длительных ежедневных "тренингов".
Вариант 2. "Подготовленный"
Родители с рождения ребенка озабочены "правильным" развитием, и обоснованно: беременность протекала тяжело, роды были сложными. Плаксивость, плохой сон, возбудимость, болезненность, нечеткая речь - все это подвигло родителей серьезно заняться развитием ребенка. Занятия с логопедом, конечно, помогли - все звуки "поставлены", речь построена правильно, но этого мало! Надо научить и читать, и писать как можно раньше. Пусть в школу он придет уже подготовленным, тогда успех гарантирован. В самом деле, первый, второй классы дались легко. Но вот что-то не заладилось в 3 - 4-м классах... А в пятом вообще "скатился". Как будто наработанные в 6 - 8 лет навыки и умения опирались на песок и не выдержали серьезной учебной нагрузки.
Вариант 3. "Юла"
Ребенок - постоянная причина беспокойства родителей. Он не может усидеть на одном месте, все время "скачет", хватает все, что увидит, ломает вещи, то кричит, то плачет, ничего не доделывает до конца... "Вот в школу пойдет - там его научат себя вести, воспитают!" - надеются родители. Но и в школе он - "головная боль" учителей. Вскакивает без разрешения, всех перебивает, выкрикивает с места, не может сосредоточиться. С таким поведением и оценки соответствующие...
Вариант 4. "Неторопливый"
Вечно он не торопится, отстает, спит на ходу. Ну и в школе: вроде бы правильно почти все делает, но как медленно! Пока добьешься от него результата... Большинство учеников уже все задания сделали, а этот еще только начал, витает в облаках. Сколько же с ним нужно терпения!
* * *
Не торопитесь наказывать ребенка! Советуем: оцените его силы реально. Что имеется в виду?
l неуверенность ребенка нуждается не в "разборе ошибок", а в положительной оценке его собственных успехов, как бы малы они ни были. Хвалите его каждый раз, когда он это заслужил, подчеркивайте удачи,
l не позволяйте ребенку утомляться, поддерживайте распорядок дня: выполнение домашних заданий, дополнительные занятия не должны мешать ему отдыхать, гулять, вовремя ложиться спать,
l разрешайте ребенку расходовать избыточную энергию. Всегда и всем полезны физические занятия на свежем воздухе. Кроме того, различные подвижные игры - в жмурки, прятки, лапту - требуют пространственной ориентировки в реальном, многомерном мире, что происходит на основе представлений о "схеме" своего тела. А это, собственно, "база" для психического развития ребенка,
l очень полезны занятия музыкой, пением, танцами, рисованием. Связь между игрой на музыкальном инструменте и успеваемостью не очевидна, но музыка гармонично объединяет разные грани психики вашего ребенка в единый функциональный "орган",
l если систематические дополнительные занятия с репетитором по школьным предметам не дают заметного результата, посоветуйтесь со школьным психологом, может быть, диагностика и консультация в психологическом центре помогут понять индивидуальные особенности вашего ребенка, те его достоинства, которые позволят справиться с проблемой.
Владимир МАМАЕВ, психолог ярославского центра "Развитие".