пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 24 сентября 2002

Чтобы учение не стало мучением

...Вечером Славик был здоров и весел, а утром, собираясь в школу, вдруг стал жаловаться, что у него кружится голова, его тошнит. Мама повела сына к врачу, но тот ничего не нашел. "Ах ты маленький симулянт", - раздраженно подумала мать. И ошиблась...

автор Зинаида ШЕМЕТОВА.

 

Первокласснику Славику действительно плохо, но только его недомогание не физическое, а психологическое. Еще совсем недавно его жизнь была беспечной, беззаботной, проходила в играх и забавах. Поступление в школу кардинально изменило весь образ его жизни. Теперь ему каждый день нужно ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "правильно", "неправильно", "положено" лавиной обрушиваются на малыша. Ему трудно осознать свой новый статус школьника. С одной стороны, он радуется, восторгается, удивляется всему, что происходит в школе, с другой - испытывает тревогу, растерянность, напряженность. - Начало учебы для каждого ребенка - стресс, связанный с переходом на новую социальную ступеньку, - говорит Татьяна Румянцева, психолог центра "Развитие". - У первоклассников в первые недели учебы могут возникнуть невротические реакции: плохой сон, аппетит, повышенная возбудимость, капризы, плаксивость. Родители должны быть к этому готовы. Период адаптации протекает у всех по-разному. Это зависит от темперамента, общительности, коммуникабельности ребенка. Чтобы привыкнуть к новой обстановке, одному достаточно месяца, другому - четверти, а кто-то мучается весь первый учебный год. Игорь был домашним ребенком, он никогда не ходил в садик. Родители начали готовить сына к школе за год до поступления. С ним ежедневно занимались два репетитора: один учил английскому языку, другой - всем предметам, которые изучают в первом классе. К началу учебного года Игорь умел читать, писать, считать до 100. Родители не могли нарадоваться. В самом деле, все хотят, чтобы их ребенок был не хуже других. Но с первых же дней продвинутое чадо проявило сильное нежелание ходить в школу, делать уроки. - Это нормально, - считает Татьяна Вениаминовна. - Даже детсадовскому ребенку трудно привыкать к новому стилю жизни, а домашнему - тем более. Мало того, что ему надо установить отношения с учителем - уметь поднимать руку, выступать, уметь попроситься в туалет и не стесняться этого, услышать и понять задание, - так еще научиться свои желания соразмерить с желаниями своих сверстников. Каждый из них хочет обратить на себя внимание учителя, услышать от него приятные слова, получить похвалу. Но равномерно распределить на 30 ребят внимание и любовь невозможно, поэтому возникают обиды, нежелание идти в школу. Ребенок, который привык быть лидером во дворе или в садике, может растеряться. Вообще, взаимодействие первоклассника со сверстниками - огромная для него психологическая нагрузка, даже для самого подготовленного. Поэтому родителям, особенно в первые недели учебы, нужно объяснять ребенку, что происходит, больше с ним разговаривать, уделять малышу повышенное внимание. Алешу мама начала подготавливать к школе с лета через знакомство с будущим учебным заведением. Гуляя с сынишкой, она старалась выбирать такой маршрут, чтобы он проходил мимо школы. Они изучили все достопримечательности вокруг, иногда заглядывали на спортплощадку. За лето мама с сыном протоптали дорожку к школе. Она даже пожертвовала отпуском, чтобы сопровождать Алешу на учебу. На уроках и переменах у малыша было такое ощущение, что мама рядом. - Необходимо, чтобы ребенка хотя бы первое время провожали в школу родители, - советует Екатерина Малютина, аспирантка факультета психологии ЯрГУ. - Сопровождение вызывает у малыша чувство безопасности, поддержки со стороны взрослых. А это очень важно, особенно в первые недели - самые тревожные, потому что первоклассник еще ничего не знает в школе. Однако среди сегодняшних первоклассников немало весьма искушенных в учебных занятиях. Они ходили в дошкольные лицеи, гимназии. Усердие родителей, направленное на то, чтобы их чадо до школы выучилось читать, писать и считать, не всегда себя оправдывает. Психологи говорят: у "знаек" утрачивается элемент новизны, хуже того, может возникнуть неприязнь к школе, потому что учебная программа для них скучна и неинтересна, а нагрузка не соответствует их возможностям. - Все зависит от учителя, - считает Татьяна Румянцева. - Продвинутого ребенка могут увлечь не достижения, а сам процесс взаимодействия с учителем, общение с одноклассниками. Одни ребята в классе уже могут читать и писать, другие - еще нет. Задача педагога - найти плюсы у тех и у других, не противопоставлять эти две группы, а двигаться вместе. Как распределять нагрузки в течение учебного дня? Основная нагрузка ложится на занятия в школе, домашние задания у первоклашек не должны требовать больших умственных затрат. Начинать учить уроки лучше с самого сложного предмета, заканчивать - легким. Занятия можно чередовать с отдыхом. Во время перерыва сделайте вашему малышу массаж спинки, расслабляющую ванну. - Школа существенно меняет жизнь ребенка, но она не должна лишать его радости. Составляя режим дня, родителям надо позаботиться о том, чтобы ребенок успевал и поиграть, потому что игра продолжает быть ведущей деятельностью именно в этом возрасте, - считает Екатерина Малютина. Итак, ваш ребенок пришел в школу учиться. У него не все может получаться. Поддержите в малыше стремление стать школьником, желание добиться успеха. В каждой работе найдите то, за что можно было бы его похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения. Первоклассники особо остро нуждаются в эмоциональном контакте. Американский психолог Виржиния Сатар, например, советует почаще обнимать ребенка. Он должен быть уверен, что вы для него не судья, выставляющий баллы, а помощник и понимающий друг. И без вас найдется достаточно людей, которые будут его так или иначе оценивать. Ребенок должен знать: его возможные неприятности - временные. Пусть что-то не получилось сегодня - обязательно получится завтра. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Воспитательный эффект - нулевой, зато укореняется нездоровая ревность, может развиться комплекс неполноценности. Сравнивать можно только с ним самим: "Вчера ты работал более успешно, а сегодня почему-то сдал, надо бы подтянуться". Постарайтесь быть справедливыми, терпеливыми, умейте прощать неудачи, от которых не застрахован никто. В том числе и вы.

Читайте также
  • 06.09.2012 Полиция позаботится о детях Начальник подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Ярославской области Светлана Морозова рассказала на состоявшейся вчера пресс-конференции
  • 05.04.2012 Уж в школу невтерпёж Нынешняя школьная кампания отличается от кампаний прошлых лет тем, что 1 января этого года вступили в силу изменения в закон «Об образовании»
  • 25.01.2012 Частные школы станут доступнее В Госдуме 27 января будет обсуждаться законопроект о содействии гражданам в получении образования в негосударственных школах и детских садах. Первое чтение
  • 23.09.2011 Из реального мира – в виртуальный С первого января 2011 года все российские образовательные учреждения (включая детские сады, школы и вузы) обязаны иметь официальный сайт и размещать на
  • 19.05.2011 Какое дикое соседство! В редакцию «Северного края» обратились родители учеников детской школы искусств имени Собинова. Их возмутило то, что рядом со школой на улице
  • 09.01.2002 По остаточному принципу Система образования в России строится на одинаковых, стандартных требованиях. Дети с индивидуальными особенностями в развитии не вписываются в эту систему.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Камень у невечного огня В Пошехонье в аллее Героев на площади Свободы, где уже давно не горит Вечный огонь, состоялось торжественное
  • Мужали в походах В конце мая 1942 года народным комиссаром ВМФ адмиралом Н. Г. Кузнецовым был подписан приказ о создании
  • Чемпиона не стало Утро минувшей пятницы стало горестным для спортивного Рыбинска: в доме престарелых умер первый и единственный