Михаил ГОЛОВЛЕВ, директор школы № 33 с углубленным изучением математики:
– В идее ЕГЭ есть очевидные плюсы: ребят не нужно будет нервировать дважды за одно лето – на выпускном экзамене в школе и на вступительном в вузе. Второе достоинство – независимость экспертизы и единые объективные требования, которые будут предъявляться ко всем выпускникам.
Однако спецшколы от этого пострадают. Тесты, которые давались в этом году в экспериментальных регионах (они опубликованы), для наших ребят слишком простые. Ведь по математике мы даем более глубокие знания, чем те, что предполагается запрашивать «на выходе». Надеюсь, Министерство образования обратит на это внимание – ведь наша спецшкола не единственная! Мы наращивали опыт тридцать лет: жаль будет терять достигнутый уровень за какие-нибудь год-два.
Вадим АЛЕКСЕЕВ, декан физического факультета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова:
– Пока мое отношение настороженное, но в качестве эксперимента это можно попробовать.
Что касается коррупции, которую такими мерами хотят остановить, то с введением единого экзамена все будет по-прежнему. А возможно, и хуже! Система платного репетиторства все равно останется: ребенка так или иначе понадобится готовить если не к вступительному экзамену, то к единому. Обработку результатов предполагают вести в территориальных центрах: они также станут коррумпированными, но уже на более высоком уровне.
Уже существующая форма ЕГЭ не дает диагностики всего поля знаний, уровня межпредметных связей, которые необходимы школьнику, желающему заниматься наукой. Формализованный тест не заменит устной беседы с абитуриентом: иногда человек не дает точного ответа на вопрос, но ум в нем чувствуется, и в этом наши надежды почти всегда оправдывались.
Не следует по-глупому копировать западный опыт. Там такая система действует на фоне скрупулезного рейтинга каждого конкретного школьника на протяжении всех лет учебы. А у нас это хотят сделать единым силовым жестом.
Михаил ГРУЗДЕВ, заместитель директора департамента образования администрации Ярославской области:
– В ходе аттестации школ мы проводили мониторинг и пришли к выводу: совершенно необходимо запустить внешнюю форму контроля за деятельностью образовательных учреждений. Ситуация, когда школа сама учит, сама принимает экзамен и сама выдает аттестат, привела к тому, что в ряде учебных заведений перестал исполняться госстандарт. Поэтому мы категорические сторонники ЕГЭ. Это не просто процедура, облегчающая поступление в вуз. Конечно, она будет способствовать и борьбе с коррупцией, которую мы имеем сейчас на стыке среднего и высшего звена. Но самое главное: ЕГЭ – это мощный инструмент внешнего контроля за исполнением государственного стандарта в системе среднего образования.
Владимир АФАНАСЬЕВ, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушин-ского:
– Пока отношусь осторожно: не все в этой системе так просто, как говорят. В России выборочное тестирование школьников по различным предметам проводится уже 5 – 6 лет. И каждый третий участник получает отрицательную оценку! Столь низкий результат я объясняю тем, что, во-первых, наши дети еще психологически не готовы к данной форме. Это в Америке тест – образ жизни, а у нас пока нет. Во-вторых, наши профессора еще толком не научились их составлять. А если эта система станет абсолютной, то школьник, не прошедший единый экзамен, получит «волчий билет» на год, а то и больше.
Еще один момент: предусмотренные проектом реформы так называемые государственные именные финансовые обязательства (ГИФО) в отличие от других стран у нас планируют привязать к результатам теста. Под ними подразумевается следующее: если школьник набрал максимальное количество баллов на едином экзамене, то его берут в вуз и обучают на государственные средства. Если минимальное – его тоже могут принять, но оплачивать свое обучение он будет сам. Последнее коснется преимущественно сель-ских абитуриентов, у родителей которых уровень доходов не настолько высок. В результате высшее образование в нашей стране станет элитарным!
Лидия РЫЖКОВА, директор школы № 11 Ярославля:
– Честно говоря, я в этом до конца разо-браться не могу: надо попробовать. Пока я полезности не чувствую, а вижу одни сомнения. Старая система экзаменов была более гибкой и человечной, в ней был индивидуальный подход. У нас ведь есть дети слабые, которые не в состоянии освоить даже общую государственную программу, а их тоже приходится учить и выпускать. Этого тестирование учесть не может.
Беседовала Юлия КАМЕНЕВА.