Медальный дождь
В этом году среди абитуриентов было особенно много медалистов. На некоторых специальностях в разных вузах конкурс по сути проходил между ними. Так было в педуниверситете и особенно в ЯрГУ, где на специальностях, связанных с информатикой и экономикой, число медалистов превышало количество бюджетных мест в два раза.
- Большой наплыв медалистов само по себе неплохо, - говорит Виктор Алексеевич Власов, проректор ЯГПУ. - Но, к сожалению, из 280 человек только 60 процентов подтвердили высокий уровень знаний, сдав профильный экзамен на "пять". Остальным пришлось сдавать все экзамены, причем только треть из них прошли по конкурсу (двоечников среди медалистов не было).
В Демидовском университете из 500 медалистов и "краснодипломников" было зачислено около двухсот, причем первый профильный экзамен не сдали 44 человека. Как тут не отметить феномен 33-й. В этом году "урожай" медалей здесь был крайне низкий - на три выпускных класса всего лишь два "серебра". Однако все ребята поступили в вузы, причем подавляющее большинство - в ЯрГУ.
В приемной комиссии техуниверситета медалистам были рады.
- Ввиду того что нынче в нашем вузе все вступительные экзамены проходили в форме тестов, проходной балл снизился на единицу по сравнению с прошлым годом, - говорит Алексей Геннадьевич Маланов, ответственный секретарь приемной комиссии ЯГТУ. - Он опустился бы еще больше, если бы не медалисты. Они спасали ситуацию.
Под одну гребенку?
Снижение проходного балла не говорит ли о том, что не все выпускники были готовы к тестам как форме проверки знаний? Противники тестирования считают, что при устном опросе удается более точно выявить творческие возможности абитуриента. В этом есть доля истины. Сторонники тестов упирают на объективность оценки знаний. При личном общении, говорят они, даже самый незначительный фактор (например, прическа абитуриента) может негативно повлиять на оценку.
В нашей области с нового учебного года в качестве эксперимента, возможно, будет введен единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике. Что думают по этому поводу сами математики?
- ЕГЭ окончательно подорвет образование, потому что установится всеобщая уравниловка, - считает Евгений Иванович Бережной, доктор физико-математических наук, профессор ЯрГУ. - Школьные экзамены - "бархатные", а в вузе более жесткие, и потому абитуриенты усиленно готовятся: ходят на курсы, самостоятельно решают усложненные варианты задач, занимаются с репетиторами. Таким образом, их уровень повышается. ЕГЭ все это сведет на нет. Тестирование, конечно, имеет право на существование, но лишь как один из видов экзамена.
Утверждение, что ЕГЭ универсален, сомнительно. Там, где нужна глубокая математическая подготовка, умение рассуждать, тестирование неприемлемо. За полтора часа предлагается решить 25 задач!
Интересна позиция Виктора Садовничего, академика, ректора МГУ, который решительно против абсолютизации единого экзамена: "Тесты не отражают творческий потенциал школьника. Что, если он тугодум? Крупнейший математик ХХ века Иван Георгиевич Петровский был тугодумом. Я не уверен в том, что он сдал бы тест".
"Казнить нельзя помиловать"
Особенно было обидно тем, кто сдавал на пятерки профильные экзамены и срезался на непрофильном русском языке. Вообще положение с великим и могучим нынче оказалось просто удручающим. Так, в ЯрГУ из трехсот абитуриентов юрфака 120 написали диктант на два балла! А в педуниверситете, где должна быть поголовная грамотность, даже заявления подавали с ошибками. Особенно досталось "Социально-культурному сервису и туризму": вместо "сервис" почему-то писали "сервиз". А одна абитуриентка, подавая апелляцию на биофаке, умудрилась в одном предложении сделать четыре ошибки. Девушка была уверена: она поступает не на филфак, поэтому грамотность ей не нужна.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.