Алексей Сергеевич Баженов - один из лучших педагогов в городе, преподающий и в музыкальном училище, и в нескольких детских школах искусств, и в педагогическом университете - вспоминает, как родители взяли за руку и отвели в музыкальную школу - учиться играть на пианино. Причем особенно не настаивали: хочешь - учись, не хочешь - иди гонять в футбол.
Поначалу Алеша занимался как все дети - раз родители решили, значит, так надо. А уж потом, в старших классах, увлекся всерьез. Но и тогда не помышлял, что именно музыка станет его судьбой. Более того, поступил в Рыбинский авиационный техникум и благополучно доучился там до третьего курса.
Но тут как раз подоспели выпускные экзамены в музыкальной школе, на которые приехал Николай Павлович Каверин, преподаватель из музыкального училища. Он-то, послушав выпускника Баженова, и уговорил его распрощаться с авиацией и поступать в Ярославское музыкальное училище.
Там Алексей Сергеевич познакомился со своей будущей женой Евгенией Алексеевной. Сейчас она преподает в детской музыкальной школе № 7.
Потом была консерватория в Нижнем Новгороде, аспирантура там же и распределение в Сибирь, в город Кемерово. До сих пор Алексей Сергеевич с теплотой вспоминает об этом городе, дважды "навещал" его, приезжая с мастер-классами. В те годы, двадцать лет назад, в Кемерово местное градоначальство с большим вниманием относилось к культуре.
- А школы там какие были шикарные! Как-то умудрилась там культура занять весьма и весьма достойное место, чего, увы, не скажешь, о нашем городе.
В Сибири родилась и Катюша, младшая дочь Баженовых. И сразу же, практически с пеленок, потянулась к инструменту. Но отец, как ни странно, эти попытки не поощрял. Алексей Сергеевич уже успел обучить музыкальным азам старшую дочь Машу, и пришел к выводу, что "чужих детей учить легче, чем своих". Маша, к слову, музыкальную школу все-таки закончила, но выбрала иную стезю - стала врачом. А вот Катю тянуло к музыке с неимоверной силой.
- Старшую, Машу, учили, а мне было так завидно - я тоже хочу. Все время приставала к отцу: "Папа, ну, послушай, как я гамму играю!", а он меня от инструмента все время гонял - не до тебя, - "жалуется" Катя.
Но те детские "обиды" - дело прошлое. Едва Алексей Сергеевич, уступив напору дочери, начал с ней заниматься, сразу почувствовал - "есть контакт".
О последующих годах учебы и Катя, и Алексей Сергеевич говорят односложно: "Потом пошли конкурсы - городские, областные, региональные. Вошли в рабочий ритм: готовились, ехали, выступали, снова готовились...". А скрываются за этой лаконичностью ежедневные, по 4 - 5 часов, занятия, и серьезные успехи. Так, после победы на областном конкурсе, Катя первый раз выступала с оркестром в филармонии. И это в 11 лет!
Надо сказать, что эта была очень большая награда - возможность выступить на сцене филармонии с оркестром. Она присуждалась только лауреатам областных конкурсов. Но, к сожалению, эта добрая традиция прервалась. Сегодня удовольствие выступить на сцене филармонии стало очень дорогим - около десяти тысяч рублей. У музыкального училища, естественно, нет таких денег. Кто-то, частным путем, находит спонсоров, но у большинства студентов такой возможности нет.
- Жаль, - говорит Катя, - такой стимул к занятиям был!
Но и после весьма значимых побед Катя особо не задумывалась о роли музыки в своей жизни.
- Мне некогда было этим заниматься, размышлять - надо мне это или нет. Я просто играла.
- Многочасовые ежедневные занятия, подготовки к конкурсам, выступления... Детства, считай, и не было? - спрашиваю ее.
- Нет, я все успевала. Ходила и на гимнастику, и на фигурное катание, и в художественную школу. Да и сейчас все успеваю: машину учусь водить. Вот у меня есть подружка в консерватории, так она ни на велосипеде ездить не умеет, ни плавать - ей некогда было. И, потом, три-четыре часа занятий в день - это не так много, как кажется на посторонний взгляд.
После окончания 8-го класса учителя стали уговаривать Катю учиться дальше, и уговоры эти, надо отметить, были небезуспешны - девушка даже начала подумывать о поступлении на факультет иностранных языков, школа-то была с английским уклоном. Но страсть к музыке оказалась сильнее - она поступила в училище.
Сейчас в творческом багаже молодой пианистки Кати Баженовой участие и во всероссийских, и международных конкурсах, например, гнесинском, нижегородском, где соревновались студенты всех музыкальных училищ Поволжья. Там Катя стала лауреатом, чем очень гордится ее отец.
- В Нижнем очень сильны музыкальные традиции, город консерваторский, вся профессура - с именем. И победить на конкурсе такого уровня - это очень многое значит.
А вот к конкурсу имени Чайковского Катя считает, что пока не готова.
- Рано мне еще. Ведь это один из самых престижных конкурсов в мире! Играть в большом зале консерватории, где выступали самые знаменитые пианисты мира... Это ж какая ответственность! И, честно говоря, просто страшно. Когда были репетиции, я выходила на сцену, прикасалась к инструменту... Но стоило посмотреть в зал - какой огромный! И совершенно непонятно, как наполнить его звуком. Нет, я пока лучше где-нибудь в Италии поиграю.
Заметьте, как просто это сказано - "где-нибудь в Италии". А между тем, конкурс, на котором Катя стала лауреатом, завоевав 4-ю премию, проходит уже в 12-й раз и носит статус международного. И хотя выступали русские конкурсанты, в жюри - ни одного соотечественника. Но судейство было очень объективное - "это большая редкость". И "за державу" Кате обидно не было - две премии из пяти увезли домой российские музыканты. На вопрос, что помогало в столь трудной борьбе (ведь оказаться одной за границей да еще участвовать в международном конкурсе - это каких сил стоит), Катя ответила:
- Выдержка. Самое главное - это умение собраться и сыграть "без потерь", выложиться максимально, на сто процентов, не думая о том, что кто-то в зале присуждает тебе какие-то баллы.
Как показал опыт, выдержки Кате - не занимать. Перед третьим туром случился казус. Захлопнулась дверь в номере, а там - платье. Через час на сцену, а она мечется, не зная языка, пытаясь найти "сообщников по взламыванию двери".
- Ничего, все обошлось. Платье надела, поскакала играть.
Финансовое бремя поездок на конкурсы любого уровня ложатся на плечи самого музыканта. Но и тут наша ярославна не растерялась.
- Там всех конкурсантов в отели расселяют, а номер стоит 50 евро в сутки. Без еды. С ума сойти! Ко мне подошел какой-то мужчина, предложил "койку" в комнате на четверых за 50 долларов в неделю. Конечно, я согласилась, хоть дома потом и ругали меня за опрометчивость. А чего ругать? Обошлось ведь все. Еще и премию домой привезла.
К слову, прилагающаяся к диплому премия совсем не окупает поездки такого уровня. Но гарантирует престиж и возможные перспективы: лауреату первой премии на этом конкурсе вместе с дипломом вручают ангажемент на год. А Катю пригласили на другой международный конкурс - в Испанию, куда она и отправится в ноябре.
Сейчас Катя студентка 4-го курса Московской консерватории. И поступление в этот вуз считает большим достижением в своей жизни.
- Кажется, и конкурс-то был небольшой, когда поступала - три человека на место. Но ведь туда приезжают лучшие пианисты со всего мира, и все они лауреаты каких-то конкурсов!
И еще она считает, что ей очень повезло с педагогом. Иных концертирующих по всему миру профессоров студенты и в глаза не видят, а профессор Наталья Трулль даже больше программы со своими студентами занимается. Да и перед поездкой в Италию готовила Катю целых три месяца - та все это время гостила у своего профессора дома, в Подмосковье, чтобы драгоценного времени не
терять.
Профессию концертирующего музыканта Катя не идеализирует. Трудностей здесь немало. Нужно всегда быть в форме, когда бы тебя не пригласили.
- Вот мой педагог, Наталья Трулль, несмотря на то, что гастролирует по всему миру, никогда не отказывается от выступлений, даже если ей позвонили за несколько дней до концерта. Нужно "быть в обойме": раз откажешься, два - и тебя просто не станут приглашать.
Но и для того, чтобы приглашали, нужно приложить немало стараний: поездить по разным конкурсам и стать там лауреатом, иметь связи, имя и деньги.
Но это все в перспективе. А пока Катя подумывает о том, что пора ей обзавестись еще одним "кормильцем". На профессиональном языке музыкантов так называется отработанный до блеска... концерт.
- Вот у моего профессора "кормильцем" является первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского. Она его сыграла уже больше 260 раз. И поит, и кормит, шутит мой профессор, просто золотой концерт. Вообще-то музыкант должен иметь в архиве концертов 10 - 12.
- А у тебя сколько?
- Не считая первого концерта для фортепиано с оркестром Листа, который я и в училище играла, и потом в филармонии, за что гонорар получила (Катя старательно загибает пальцы)... штук семь наберется.
Фото Геннадия ДЖУЗЕНОВА.