Интервью "Северному краю" дал руководитель этих трехдневных курсов повышения профессионального мастерства, председатель общества церковных звонарей Московской патриархии, художественный руководитель звонов Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорь КОНОВАЛОВ
- Чем же, Игорь Васильевич, Ярославль заслужил подобную честь?
- Заслуг у него перед историей и сегодняшним возрождением древнего искусства, уничтоженного товарищами богоборцами под корень, вполне хватает. Вспомним, что начиная с XVIII века Ярославль был крупным центром колокололитейного дела. До знаменитых Оловянишниковых были и мастерская Мартынова, от коей осталось в Ярославле несколько превосходных колоколов, и завод Чарышниковых, потом переехавший в Кострому. Современный Ярославль одним из первых начал возрождение звонов, немало сделал для становления профессии звонаря своими конкурсами, фестивалями "Преображение", научными конференциями. Ярославская всероссийская выставка-ярмарка колоколов год
назад выпустила уникальный компакт-диск "Музыка русского неба" с двумя десятками традиционных звонов в исполнении лучших звонарей на подборах как прежнего, так и нового литья.
- А что скажете вы о самих "учебных пособиях" - наборе колоколов на нынешней выставке-ярмарке в Губернаторском саду, где слушатели мастер-классов собирались на свои практикумы?
- Таким учебным пособиям кто угодно может позавидовать. Это полный звукоряд колоколов, отлитых в фирме братьев Шуваловых "Италмас" в старинном городе Романово-Борисоглебске. Там льют их по традиционной русской технологии, с формовкой по кружальным лекалам, когда внутренний стержень отливки откручивается слой за слоем из глины. Одно из наших занятий было выездным. Вел его Николай Шувалов. Мы присутствовали при рождении готового колокола для православного прихода города Мюнхена. К слову, звонарь оттуда тоже был участником наших встреч. Посмотрели гости, как выглядит в литейной яме кожух будущего самого тяжелого - пятитонного - красавца тутаевской фирмы. Его ждут заказчики из Магадана, где строится новый городской собор.
- Представьте, пожалуйста, хотя бы некоторых слушателей.
- Это люди разных профессий. Среди них больше музыкантов, но есть, например, инженер-эколог. Большинству из них азы объяснять не требуется. Никак не назовешь новичками ярославцев Ксению Никитину и Николая Самарина. Поставлена рука у вологжан Олега Тимофеева и Григория Павлова. Кстати, набор колоколов вологодского Софийского собора сохранился нетронутым с очень давних времен. Чувствуется выучка у питерских звонарей. Два друга из Рыбинска Алексей Дьяченко и Евгений Белихин - еще студенты. Оба они - ученики известного православного звонаря, исследователя истории храмов Александра Михайлова, ставшего одним из педагогов мастер-классов.
- Кто еще вел занятия?
- Нашими комментаторами на выставке "Рождение колокола", развернутой в музее Ярославля к десятилетию шуваловской фирмы, были Владимир Дегтярев и дипломированный музыковед, исследователь звонарского искусства Наталья Каров-ская. Секреты исполнительской техники, когда колокол поет, на словах и на практике раскрывал такой тонкий музыкант, как хорошо знакомый ярославцам Валерий Гаранин из Владимира. О феномене нашего искусства - принадлежности богослужения, как всегда, глубоко размышлял воспитанник духовной академии, кандидат богословия, рыбинский священник отец Михаил Халюто. Ну а Сергей Мальцев хорошо объяснил, что такое игра в традиции знаменитых ростовских звонов, вовсе не исключающая варьирование темпов и гармонических красок в зависимости от подбора колоколов. Под руководством Мальцева слушатели выучили один из них - праздничный Ионафановский звон. В одном из концертов они исполнили его смешанным вологодско-питерским составом.
- Шла ли речь на занятиях о концертах для туристов, джазовых композициях на колоколах, участии звонарей в светских праздниках, рекламных кампаниях?
- Да, тут есть что обсуждать. В Ростове, говорят, только подняться на звонницу стоит рублей триста. Хотелось бы более строгого к этому отношения всех, и прежде всего служителей храма. Принцип платных концертов "чем больше, тем лучше", мягко выражаясь, не на пользу самим колоколам, особенно тяжелым, при своем внушительном виде наиболее хрупким. А к таким вольностям, как участие звонарей в рекламных кампаниях, у меня нет ни малейшего снисхождения. Я называю сие "балаганом", и отнюдь не в лучшем значении сего театрального термина. Надо против этого сообща держать оборону.
- Подскажите - как?
- Если у человека нет "балагана" внутри, если он подходит к колоколу с Богом в душе, тогда и беспокоиться не о чем. Он рекламировать пиво не станет, хоть вы его озолотите. А насчет обороны надо брать пример с Ярославля. Держать ее против халтуры можно и нужно хотя бы такими вот мастер-классами. Они нашли доброжелательную поддержку у местных властей, нашими партнерами стали два музея, общественные организации "Академия музыки" и "Сто пудов". На наших практических занятиях на выставке-ярмарке в Губернаторском саду, несмотря на то, что один из учебных дней совпал с праздником пива, видели мы и постоянных слушателей. Еще больше было просто любопытствующих: молодежь старшего школьного возраста, семьи с детьми. Кто-то подходил и интересовался тонкостями звонарского искусства. Все это дает надежду, что у Ярославля в скором времени появятся шансы претендовать на роль российской колокольной столицы. Этого я с удовольствием и хочу ему пожелать.
Беседовал Юлиан НАДЕЖДИН.
Фото Геннадия ДЖУЗЕНОВА.