Ученый, учитель, историк, эколог, археолог, краевед, поэт, политик, общественный деятель – о ней говорили и говорят, что она опередила время, увидела Рыбинск будущего, где разум человеческий живет в согласии с природой. К этому пришла она в своем сотрудничестве с учеными Борка, когда они вместе работали над теорией эколого-экономической базовой территории, которая должна объединить регионы, выходящие на побережье Рыбинского водохранилища. Решение сложнейших экологических проблем, проблем восстановления и сохранения памятников природы, истории и культуры она пыталась увязать в гармоничную систему с совершенствованием системы управления регионами, развития бизнеса, научного прогнозирования. Идею создания ЭЭБТ поддержали чиновники пяти областей побережья, были созданы совместные структуры, открыто финансирование, проведены конференции. Но как часто случается в России, дальше большой чиновной тусовки дело не пошло. Идею воплощают единомышленники, люди истинно одержимые, а таких рядом с Людмилой Михайловной было немного.
Новую страницу ее творчества, о которой в Рыбинске доселе не говорили, открыла на многолюдном митинге, собравшемся у открытой мемориальной доски, коллега и подруга Людмилы Михайловны Инга Лабутина, профессор кафедры отечественной истории Псковского государственного пед-института. Именно в архивах
Псковского музея-заповедника, будучи аспиранткой МГУ, Людмила Марасинова разыскала земельные грамоты купли-продажи, датированные XV – XVI веками, которые сохранились в делах по земельным спорам более поздних времен. Грамоты эти выдавались псковскими посадниками, церквами, монастырями для разрешения земельных споров, а сегодня, спустя пять и более столетий, стали уникальными и достоверными источниками информации о жизни феодальной России. Чтобы отыскать тридцать таких грамот, Людмила «перелопатила» километры старинных свитков, изучила более 400 различных дел о земельных спорах. Она нашла в этой довольно изученной и «распубликованной» теме свой, неповторимый,
не пройденный никем маршрут. И оставила след в этой истории. Кстати, ученые-историки утвер-ждают, что ее кандидатская диссертация, построенная на псковских открытиях, вполне тянула на докторскую. Псковские феодальные грамоты легли в основу книги Людмилы Марасиновой, которая была выпущена в свет в издательстве МГУ в далеком 1966 году.
Именно Марасинова в 1973 году «сосватала» в псковскую археологическую экспедицию своего ученика Александра Рыкунова – того самого, который позже докопался на Усть-Шексне до одиннадцатого века в истории Рыбинска и оспорил двухвековой возраст города в пользу девяти столетий. А все начиналось с археологического кружка во второй рыбинской школе, который вела Людмила Михайловна. Сегодня ее ученик упрямо роет землю уже не только в Усть-Шексне, а на территории современного города в районе улицы Луначарского, и здесь на пятиметровой глубине ему удалось отыскать городскую мостовую шестнадцатого века. Именно сюда с размывающегося шалой Волгой левого берега перебрались наши предки на новое место жительства – так и пошел дальше Рыбинск, а точнее, Рыбная слобода. Вот такой результат, теперь уже научно и практически доказанный, в свое время предсказывала Людмила Михайловна, словно видела далеко в глубину веков.
Ее учениками считают себя дети и преподаватели восьмой рыбинской гимназии, что в микрорайоне Волжский. Микрорайон – это остров, который соединен с большой землей лишь узкой полоской дамбы. Они вместе с Людмилой Михайловной разработали программу «Остров» и серьезно занялись изучением его богатейшей истории, уникальной природы, острейших экологических проблем. «Есть право быть, а не казаться» – эти строчки из стихов Марасиновой стали для них законом жизни.
В прошлом году, когда рыбинцы, друзья, единомышленники прощались с Людмилой Михайловной, ученый Института внутренних вод Владимир Леонидович Кожара предложил измерять созидающий человеческий потенциал эквивалентом, который назвал «один марасин». Ее удивительной чертой было умение сотрудничать с самыми разными людьми всех рангов, отраслей деятельности, политических пристрастий. Важен был результат, который она предсказывала на многие годы вперед. И терпеливо, увлеченно, не отступая, с величайшим трудом к нему шла.