Можно ли от 15 – 17летних исследователей ждать настоящих научных открытий? Вряд ли. Но зато можно оценить творческий потенциал юного автора, его научный метод. Еще несколько лет назад диплом, полученный на такой конференции, был пропуском в вуз. В этом году лучшие выступления, конечно, отметят, но судьбоносной роли в определении будущей профессии школьника эти награды уже играть не будут.
Здесь впору подумать, кто кому нужнее – талантливому ребенку вуз или вузу – талантливые ребята. А в том, что участниками конференции становятся именно такие, нас убедило знакомство со Светланой. Ее исследование посвящено изучению механизма обработки информации человеческим мозгом.
Интерес к проблеме разбудили голограммы. За счет чего создается эффект объема? Как возникает трехмерное изображение в человеческом мозгу? Светлана начала изучать физиологию, сделала для себя много открытий. Узнала, что благодаря явлению параллакса – смещению точек изображения на сетчатке глаза мы видим мир объемным. Но Светлане хотелось постичь сам механизм обработки зрительного сигнала мозгом человека. Появились собственные гипотезы. С ними она и отправилась на факультет психологии в Демидовский университет.
Выслушали ее с интересом, но оценить работу не взялись – не их сфера. Обратилась к медикам и биологам – и они эти проблемы своими не посчитали. Тогда и пришла к информатикам – здесь приняли. И научили, куда двигаться дальше.
Гипотезы из области человеческой психологии вытеснили математические формулы. Благодаря своим исследованиям Света научилась определять пространственные границы объекта на любой фотографии. Эти знания могут пригодиться для создания дорожных фотороботов, которые когданибудь заменят ГАИ и полностью смогут контролировать ситуацию на дороге. В создании компьютерных программ для архитекторов и конструкторов они также пригодятся – на экране компьютера может быть не плоское, а объемное изображение, что очень упростит и облегчит работу.
Жаль, что талантливым детям с таким редким даром – стремлением к научному познанию мира – в нашей сегодняшней жизни уделяется очень мало внимания. Заботимся о малоимущих, бездомных, наркоманах. Плачем о загубленном генофонде нации и забываем, что наше будущее зависит от того, насколько реализованными окажутся в жизни способности талантливых детей.
– Когда нет знаний – сидишь и думаешь, чем бы заняться. А когда есть знания, то стремишься дальше к познанию – тогда интереснее жить, – рассуждает Светлана. И на сегодняшний день для нее – это самое главное открытие.
А чтобы интерес к познанию мира не угас, пора и нам сделать «открытие» – пришло время всерьез подумать о талантливых детях.