Почему планы районного департамента образования с объединением школ вызвали такую бурю эмоций? Чтобы лучше это понять, просим читателей представить себе, на каком остропроблемном фоне возникла – и не сегодня – конфликтная ситуация.
Лет десять назад на левом берегу закрыли Дом пионеров, а центра детского творчества нет здесь до сих пор. Нет у ребят спортшколы, нормального стадиона. В районном центре культуры и досуга по соседству с кинотеатром «Экран» – полная разруха, пятилетний долгострой, студии занимаются в коридорах. Филиал школы искусств квартирует в тесной, плохо освещённой чердачной комнатухе школы № 5.
В те золотые годы, когда городской центр Тутаева размещался на левом берегу Волги – а так было со времён дореволюционного Романова до 70-х годов прошлого столетия, – была здесь больница с детским отделением. Такого отделения больше нет. Служба семейного доктора для левобережья, видимо, непозволительная роскошь – то пока что благие намерения руководства центральной районной больницы...
В двух школах учатся человек пятьсот, примерно поровну в каждой – горожан и жителей деревень. Почтенная родословная обеих идёт от приготовительного класса Романово-Борисоглебского приходского училища, открытого ещё при Пушкине. Многое с тех пор изменилось в этих стенах, одно осталось неизменным – преданность делу учителей, к чьему опыту, мастерству и таланту в разные времена присматривалась не только сельская округа, но и Ярославль, и Москва. После перестройки в школе № 5 был открыт музей памяти педагога-методиста Петра Бучина, стала она первой в истории города именной школой, с тех пор так её и называют – школа Бучина.
Друзья-соперники не забывают своей истории, верны традициям, так что делить им вроде нечего, тем более что обе ведут аналогичные программы среднего полного общего образования. К слову, и представленные на встрече в кинотеатре «Экран» департаментом образования администрации района доводы в пользу объединения выглядят, прямо скажем, вполне солидно.
Речь идёт, к примеру, о сокращении числа учеников, за последние десять лет в обеих школах почти на полтораста человек. В десятом классе одной школы учатся сейчас девять человек, в другой же чуть больше – четырнадцать. Поскольку при нынешнем подушевом финансировании деньги «идут за ребёнком», то если говорить о выпускных классах, средств недостаточно даже на зарплату их учителям, не говоря уж об учебниках, компьютерах, литературе для школьной библиотеки, спортивном инвентаре.
Кроме того, по подсчётам департамента, «неэффективные расходы» (то есть, как мы понимаем, то, на чём можно и нужно сэкономить) на старших ступенях обеих школ в прошлом году составили без малого 420 тысяч рублей. Единственным условием их снижения, по логике департамента, остаётся объединение, и не только их старших классов, но и кадров, и всех материальных ресурсов.
На встрече директор департамента Ольга Иванова, рассказав о результатах предварительного анализа, упор сделала на то, что именно даст такое объединение хорошего и полезного. Позволит, в частности, создать условия для выполнения образовательных программ на перспективу. Только на материальное обеспечение учебного процесса, по её прогнозу, высвободится 860 тысяч рублей, что позволило бы приобрести кабинеты с интерактивными досками под новые стандарты начальной школы, «под ключ» кабинет физики – за 300 тысяч рублей, переносной кабинет информатики – за полмиллиона. А ещё – открыть столовую, обустроить спортивные площадки. А если какие-то классы будут переведены в другую школу, успокоила своих слушателей директор департамента, то непременно со своими любимыми учителями.
– Обрекать же школы на выживание по отношению к ним, к будущим поколениям детей, считаю просто преступным, – полемически усилила Ольга Иванова свои аргументы.
Однако захватывающие дух перспективы нисколько не умиротворили слушателей, не вызвали в зале прилива оптимизма. Дружное «нет» кабинетным преобразованиям высказали в своих эмоциональных выступлениях с места родители, учительница школы
№ 2 Светлана Смирнова, библиотекарь Елена Семёнова, актив недавно созданного на левобережье комитета общественного самоуправления.
Ясное дело, новации попали на больную мозоль всему левобережью – с этого и начали мы своё экспресс-расследование. Плохо верят люди посулам должностных лиц, тем более, если предложенные в ультимативной форме новшества касаются их детей. После встречи корреспондентов «Северного» взяли в круг взволнованные мамы из родительского комитета школы Бучина. Мать троих детей Наталья Панова поделилась тревогами:
– Как мы понимаем, после объединения у нас в пятой останется начальная школа и ученики пятых-шестых классов. А все остальные переходят в другую, как им обещают, со своими учителями. Поменяют привычную обстановку, налаженный уклад, причём перемены будут отнюдь не на равных. Кто из нас не знает, что здание школы № 2, которую ещё при царе Горохе строили под гимназию, давно нуждается в хорошем ремонте. Нас хотят поставить перед фактом, а дети наши будут лишены законного права выбора. Я и те, кто здесь собрался, против подобных новшеств.
– Окончательное решение ещё не принято, собираем материал, – подводя итог дискуссии, на правах ведущего пытался смягчить интригу Игорь Назаров.
А вот совет территориального общественного самоуправления «Левобережье», судя по всему, не собирается опускать руки. Продолжает сбор голосов против объединения школ. Уже собрано около пятисот подписей. Свой протест тутаевцы высказали в обращении к депутату Госдумы РФ Анатолию Грешневикову и губернатору области Сергею Вахрукову. Левобережью срочно нужна современная школа, о возможности строительства которой разговоры ведутся почти два последних десятилетия, делятся они своим видением того, как можно сдвинуть с места застарелую проблему. Ждут теперь компетентного ответа.