– Как человек, работающий в образовании не первый год, могу с полной ответственностью вам сказать: новые стандарты – это то, чего мы, учителя, ждали давно, – убеждена Татьяна Валерьевна. – Отныне во главу угла ставятся не только знания, умения и навыки, которые должен иметь ребёнок (на что и было направлено всё внимание), но и социальные формы, которые он получает на практике.
– Получается, что знания – это уже не важно?
– Знания остаются знаниями, однако меняются цели образования. Если раньше ребёнок просто получал сумму знаний, предложенную ему учителем, то теперь он должен эти знания добыть сам (чувствуете разницу?) в результате той деятельности, которую организует учитель в классе. Самостоятельность – вот ключевое слово.
– Что, на ваш взгляд, даёт подобная самостоятельность ученика?
– Самые замечательные навыки, на мой взгляд, которые получает ученик, это коммуникативные. На уроке выстраивается новая схема взаимоотношений: не «ученик – учитель», а «ученик – учитель – дети по отношению друг к другу». В принципе меняется методика приобретения знания. Ребёнок учится общаться, доказывать, доносить свою точку зрения до товарищей и одновременно учится слушать и слышать того, кто рядом с тобой. В учебном сотрудничестве, таким образом, участвуют все. Часто наблюдаю ситуацию, когда в ходе урока учитель отходит на второй план, а весь диалог в поисках истины ведут между собой ученики. И подобная организация урока уже возможна к четвёртому году обучения. Коммуникативные навыки общения, умение сказать свою точку зрения, аргументировать её – это просто необходимо человеку в современном мире.
– Это просто какието совершенно новаторские методы. Я по своим ученическим годам помню совсем иное: объяснение нового материала, учить «от сих до сих», вышел к доске – ответил выученное...
– Эти методики действительно раньше казались новаторскими, но для нашей школы они таковыми не являются уже с 1991 года. Теперь же это включено в содержание нового стандарта. Важно и то, что дети получают возможность оценить результаты своего труда на уроке. Ребёнок учится сам оценивать свою деятельность на уроке, анализировать, насколько он был успешен. Кроме того, его оценивают и товарищи по классу.
– Это тоже обсуждается на уроке?
– Это должно поддерживаться учителем. Оценка в журнал – это то, что касается знания. Но это лишь малая толика того, что на самом деле происходит в ученике. Далеко не всё можно зафиксировать отметкой. Новые стандарты направлены на то, чтобы подчерк
нуть успешность каждого в учебной деятельности, чтобы каждый нашёл, развил в себе все качества, которые в нём заложены.
* * *
– Новые стандарты включают и такое новшество, как внеурочная деятельность. Как ваша школа предполагает её организовывать? – этот вопрос мы адресуем уже директору школы № 74 Елене Борисовне БУХАНЦЕВОЙ.
– Действительно, если раньше внеурочная деятельность проводилась по желанию учителя или школы, и зачастую – вне школьных стен, то отныне мы должны предусмотреть возможности для организации внешкольной деятельности в школе. Как это будет в реальности, мы пока не знаем. Обсуждаем вариант включения внеурочной деятельности в режим группы продлённого дня. Второй вариант – уроки, большая динамическая пауза на улице, потом идёт внеурочная деятельность. Третий: уроки, дети ушли домой – отдохнули, пообедали и опять вернулись в школу... Важно, чтобы эти десять часов внеурочной деятельности соответствовали пяти заданным направлениям работы: гражданскопатриотическое, социально значимое, спортивнооздоровительное, художественноэстетическое, научнообразовательное.
– Однако, как новый спектакль затруднительно сыграть в старых декорациях, так и все нововведения учебного процесса неизменно повлекут за собой приобретение нового оборудования, совершенствование материальнотехнической базы школы. Раз финансовая нагрузка на родителей не увеличивается, расходы берёт на себя школа. Я права?
– Требования к условиям, о которых вы говорите, означают, что без них достижение результата невозможно.
Многое в школе уже есть. Например, семь мультимедиапроекторов, хотя раньше мы и об одном не смели мечтать. Сейчас есть финансирование на технические нужды школы, и мы имеем возможность спланировать приобретение необходимого заранее. Телевизоры, DVDплееры, учительские ноутбуки и детские нетбуки для каждого ученика, обладателями которых мы стали в результате участия школы в программе «Компьютер для школьника» в 2010 году – словом, есть все возможности, чтобы сделать процесс обучения интересным.
– То есть с точки зрения материальнотехнической базы новые стандарты не представляют трудностей для вашей школы?
– Здание, в котором размещается школа, конечно, неновое, у тех школ, которые вводятся в строй сейчас, с этой стороны возможностей больше. Но мы находим иные возможности, выходим «в люди», в социум. Например, группа продлённого дня у нас ходит три раза в неделю в спортивный комплекс заниматься общефизической подготовкой и грекоримской борьбой. Не все родители, я полагаю, смогли бы обеспечить своему ребёнку такие регулярные бесплатные занятия спортом. Насколько это полезно для детей, и говорить не приходится. Что касается требований к условиям, то будем решать проблемы по мере их поступления. Наша школа исподволь к новым стандартам подошла сама. Мы с 1991 года продвигаемся в этом направлении, давно «в теме». И дети, которые обучаются по новым развивающим методикам, совсем другие, мы это чувствуем.
– А с какими учениками вам, педагогам, проще работать: с теми, кого учили «по старинке», или с новым поколением?
– Современные дети, безусловно, гораздо сложнее, – убеждены обе мои собеседницы. – Объём материала, который они осваивают, совсем другой, и выстраивать линию урока гораздо труднее потому, что в ходе совместного творчества он может пойти по совсем иному сценарию. Но ведь учитель – человек, который сам всё время учится, а значит, он должен быть готов к любым переменам. Что касается наших детей, то они уже с третьего класса начальной школы активно участвуют в научной деятельности школьного научного общества. Конечно, с такими умниками и умницами гораздо труднее, но ведь и интереснее.
– Вас послушаешь, и сердце радуется: дети новые методики как орешки щёлкают, технические ресурсы – чего только душа пожелает. Неужели у вас никаких трудностей в связи с введением новых стандартов нет?
– Есть. Кадры. Молодые талантливые педагоги не хотят идти в школу, они просто не могут работать за такие деньги. Вот пришла учительница в начальную школу, у неё нет опыта, потому нет и квалификационной категории, зарплата – четыре с половиной тысячи рублей. Рассудите здраво: можно ли осваивать новые стандарты, имея такую заработную плату? Поэтому я уверена, что наши учителя – настоящие подвижники, для которых школа – не просто место работы, но и образ жизни.
Гость | 13.02.2011 в 14:34 | ответить0
Очень странная статья!!! Такое чувство.Что корреспондент была в космосе.А не в реальной жизни.Поговорила бы с детьми.Все написанное даже на 1%не соответствует истине.Школа разваливается.Мертвая.Нищая.Обидно за то, что общество вот так и обманывают.
Гость | 15.02.2011 в 14:59 | ответить0
Я поддерживаю выше написанное сообщение, но не полностью.
Нетбуки для каждого ученика присутсвуют только в начальной школе.
Хоть статья и называется «Научить детей учится», я не вижу чтобы ученики среднего и старшего звена так охотно «мчались» на уроки.
И какие то новые методики обучения, на мое мнение, не очень корректные, а в некоторых случаях даже не правильные.
Надеюсь это сообщение откроет школу другим людям изнутри.
Гость | 27.02.2011 в 11:54 | ответить0
Директор злая.Все время кричит на всех и обзывается.Уроки она не ведет и не вела никогда.Про какие методики может говорить такой директор, когда сама не учит детей.Был Васильев до неё, и школа была хорошая.А сейчас плохая школа.