Как зачастую бывает, многие родители будущих школьников, услышав звон, да не разъяснив, откуда он, серьёзно всполошились: что за стандарты, каких систем это коснётся, чем это грозит их чадам? Кто-то из пессимистов даже заподозрил в новшестве некий механизм, по которому бесплатное школьное образование, как по рельсам, скатится в плоскость коммерции. Корреспонденты «Северного» решили расставить все точки над «и» в этом вопросе.
Начнём с того, что новый федеральный государственный стандарт начального общего образования касается абсолютно всех систем обучения: традиционной, системы Занкова, методик Эльконина и Давыдова и так далее. Он принципиально отличается от стандарта 2004 года, в котором детально описывалось содержание образования. В новых стандартах впервые чётко обозначены требования к результатам, и теперь задача системы образования – делать всё возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.
– В новых стандартах заложена принципиально новая идеология, – чётко обозначила основную позицию начальник отдела общего и дополнительного образования департамента образования Ярославской области Алевтина Репина. – Говоря об образовании, мы всегда подразумевали в первую очередь обучение и лишь во вторую – воспитание. Отныне вторая позиция, воплотившись в концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, становится стержнем стандартов второго поколения.
Если вдуматься, то раньше, в советские времена, всё это тоже было, только вопросами формирования всесторонне развитой личности ребёнка занимались такие организации, как пионерская и комсомольская. В 90-е годы, когда Россия утратила прежнюю идеологию, авторитет пионерии и комсомолии сошёл на нет. Теперь эту нишу заполнит компонент духовно-нравственного развития, главное в котором – воспитание чувства патриотизма, осознание себя гражданином великого государства, воспитание толерантности по отношению к разным национальностям и различным религиозным конфессиям. И внимание на этом будет акцентироваться с малолетства.
Отныне школа берёт на себя и социальную функцию воспитания (в помощь семье, конечно). Для решения этой задачи предназначены дополнительные десять часов в неделю.
– Многие родители эту новость приняли в штыки: дескать, ни на секунду не оставлю своего ребёнка в школе после обязательных занятий, – признаётся Алевтина Валентиновна. – Мне не раз приходилось с этим сталкиваться и объяснять, что дополнительные часы направлены на воспитание, разностороннее развитие ребёнка.
Однозначно, это будет внеурочная деятельность: игры, экскурсии, спортивные мероприятия, коллективные выходы в театр, участие в общих проектах. Если ребёнок помимо общеобразовательной школы посещает спортивную секцию или школу искусств, вопрос о его присутствии на тех или иных внеурочных мероприятиях оговаривается индивидуально. Что касается финансовой стороны вопроса, то эти дополнительные десять часов школьной программы для родителей – бесплатны.
Принципиальным отличием новых стандартов начальной школы является определение трёх уровней результатов: предметный, метапредметный, находящийся на стыке учебной и воспитательной работы, и личностный. Последний итог определяет личные достижения ребёнка, важные для формирования его внутреннего мира, что невозможно определить с помощью тестовых или контрольных работ. И отныне папы и мамы, придя на родительское собрание, могут интересоваться у учителя не только отметками в журнале, но и тем, какие личностные характеристики сформировались у их ребёнка в результате совместной работы семьи и школы.
Что же касается отметок, то эта система тоже подвергнется изменениям. В новых стандартах она станет накопительной. На практике это выглядит так: есть обязательная контрольная работа, написал – получил отметку. Хорошо, если «пятёрку», а если «тройку»? Для этого есть «бонусы» – творческие работы на эту же тему (доклад, проект, сочинение – что угодно), которые в итоге могут повлиять на финальную отметку в журнале.
Выдвинуты определённые требования и к условиям реализации основных образовательных программ. Ответственность за создание условий в зависимости от имеющихся материально-технических средств несут директор школы и учредитель, то есть в большинстве случаев муниципалитет. Если требования не соблюдены, то и результат будет другой. В данном стандарте была предпринята попытка сформулировать условия функционально: например, не указывать, какие конкретно карты должны быть в каждом кабинете географии, но определить, чему должен научиться ребёнок с помощью этих карт. В этой ситуации одна школа может приобрести традиционные бумажные карты, а другая – предложить детям электронные карты, которые можно анализировать с помощью компьютера, интерактивной доски, интерактивной парты. Главное – результат: какие умения, навыки, знания, универсальные учебные действия приобрёл ребёнок с помощью этих пособий.
Ещё важный момент: родители, дети и учителя отныне являются участниками образовательного процесса. Это даёт им право совместно определять содержание вариативной части учебного процесса: в начальной школе он составляет 20 процентов от всего учебного плана, то есть пять из 25 учебных часов в неделю. Изучению какого предмета будут посвящены эти дополнительные часы, как их распределить – отныне будут решать коллективно все участники образовательного процесса. Раньше это решение единолично принимала школа.
И, наконец, новый стандарт предполагает договорное пространство, в этой связи департамент образования Ярославской области рекомендует директорам школ заключать с родителями договоры. Это необходимо для того, чтобы понимать, на какой результат нацелена школа. Это – раз. И второй немаловажный момент: заключённый договор является гарантией того, что в процессе обучения школа не изменит системы обучения.
Пять школ Ярославской области – Некрасов-ская, лицей № 2 города Рыбинска, школа № 1 Гаврилов-Яма, школа № 7 Тутаева и ярославская школа № 87 – стали экспериментальными площадками, на базе которых, начиная с 2008 года, «обкатываются» стандарты второго поколения для начальной школы. Специалист института развития образования Ирина Чижова считает, что о результатах «пилотного» проекта говорить рано: и учителя, и школяры находятся в середине пути, они «учатся» пока в третьем классе.
– Хотя трудности, безусловно, есть, – говорит Ирина Николаевна. – И финансовые, и с подготовкой кадров: в настоящее время каждый учитель начальной школы области проходит профильное обучение для работы в рамках новых стандартов. Непросто было осмыслить и новые понятия, такие, как универсальное учебное действие, например. Главное – надо понимать, что новый стандарт ориентирован на новые социально-экономические условия, он призван научить ребёнка самореализовываться в этом непростом мире, и наша общая задача – и учителей, и чиновников от образования, и родителей – помочь ему в этом.