Ольга Георгиевна ВОСКРЕСЕНСКАЯ, с отличием окончившая школу, давно уже пишет родословную семьи. Сама она заслуженный учитель школы РСФСР, отличник народного просвещения СССР, ветеран труда, ветеран Великой Отечественной войны, почётный ветеран Ярославской Коммунистической дивизии (за кропотливую краеведческую работу). В её архиве множество интересных зарисовок, фактов и документов, из которых складывается образ прекрасного представителя этой важнейшей профессии.
Мой отец, Геор-гий Александрович, начал преподавать биологию в Слизневской школе Тутаевского района, потом жил и работал в ярославских школах № 33, 43, 4. Заведовал учебной частью в двух последних, а затем возглавил районный и городской отделы народного образования. Это были годы войны. Ушли на фронт многие учителя, здания большинства школ превратились в госпитали, едва ли не самой острой проблемой стало размещение классов, снабжение дровами, учебниками, тетрадями. Коллеги отмечали его обширные знания не только биологии, но и математики, литературы, немецкого языка, его требовательность и деликатность. Работал без выходных. Ежедневно бывал в школах, на уроках, любил разговаривать с выпускниками о выборе профессии, о смысле жизни, о вредных привычках. Сам не курил. Его близкими друзьями и помощниками были директор ботанического сада педуниверситета Андрей Соколов и основатель отдела природы областного музея-заповедника Николай Кузнецов. Уже в те годы к делам просвещения в Ярославле проявляли внимание учёные Москвы – министр Калашников, академик – биолог Мельников.
Более 30 лет отдал Георгий Александрович делу народного образования, его труд был отмечен орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта». Но в 1951 году он тяжело заболел и после двух операций скончался. У меня сохранилась фотография: морозный январский день и множество народа у Дома учителя, пришедшего из всех районов города, чтобы проститься с отцом. Ему не было и пятидесяти.
Я не могу рассказывать о своих родителях порознь, они были связаны так, что крепче, пожалуй, нельзя.
Они познакомились в пед-университете. Юлия Фиолетова окончила курс по географии, но во время учёбы увлеклась физикой и с увлечением вела этот предмет. Почти всю жизнь проработала она в ярославской школе № 37, дорожила её коллективом и духом. Она сделала много выпусков, но ближе всех был тот, мальчики из которого в июне – июле 1941 года ушли на войну. Каждого из них она помнила до конца своей жизни и пока могла ходить в школу, рассказывала учащимся о них.
И отец, и мать были яркими, энергичными и мажорными людьми – кажется, им была предназначена встреча. А то, что они вершили общее дело, сделало их жизни крепко спаянными. Увлечение, любовь, уважение, семья, общий дом, дети. Как всё естественно и просто. Первым моим жилищем была бельевая корзина в крошечной съёмной комнате на Лесной площадке. Быт наладился потом, через годы. Родители хоть и баловали меня и младшего брата Серёжу, но были строги, не разрешали никаких вольностей. За учёбой почти не следили, особенно отец, доверявший во всём маме. Да и было ли у них время следить за своими детьми, когда они отвечали за множество «чужих», которых, наверное, считали особо доверенными им профессией.
Когда отец серьёзно заболел, мама посвятила себя борьбе за его жизнь, в последнее время просто не выходила из его палаты, помогала ему и рядом лежащим больным.
А жизнь продолжалась. Было не до аспирантуры, надо было работать. Я благодарна гороно, что получила направление в мамину 37-ю школу.
Мамина сестра, Варвара Вишневская, окончила Ионофановское епархиальное училище в Ярославле. Кроме специальности учителя начальных классов овладела навыками акушерки и медицинской сестры. Назначение получила в Сарафоновскую начальную школу, через два года – в Григорьевскую того же Ярославского района. Замуж вышла за учителя Михаила Дмитриевича Вишневского и уехала к нему в Мечеходовскую начальную школу в 17 километрах от Данилова. Скоро она стала одной из лучших учительниц района, получала награды, а с 1931 года стала заведовать школой. Появились непререкаемый авторитет у школьников и их родителей, уважение коллег. А дома семья – сын и две дочери. Муж, страдающий в течение многих лет пороком сердца. И масса работы, не имеющей отношения к школе: ликвидация неграмотности, первая медицинская помощь жителям и животным, агитатор, депутат сельсовета.
В октябре 1941 года Михаил Вишневский добровольно ушёл на фронт:
– Мои ученики воюют, и моё место там! Таков резон. Первая весточка – определён в сапёрный батальон – это с пороком-то сердца!
Открытки и короткие весточки от него ждали мы все. Нельзя было не любить этого человека. В семье дочери Михаила Галины Рыбаковой сохранилась его переписка с семьёй: сначала с фронта, потом из госпиталя. И последнее – письмо врача, где сообщалось, что 15 декабря 1942 года Михаила Дмитриевича не стало – он был тяжело ранен в Сталинградской битве. Вот отрывок из его письма: «...пошли в наступление. Солдаты будут стрелять из винтовок, а я из автомата, потому что имею оценку «отлично».
Время шло. Один за другим появились внуки у Вишневских: четверо у Коли, двое у Гали, одна – у Вали. Все порядочные, честные люди, труженики. Все чтут память о деде-фронтовике и бабушке. Олечка Ворогушина-Луканина продолжила нашу учительскую династию. Получила высшее музыкальное образование, работает в ярославской детской школе искусств № 5.
Жизнь продолжается...
анна | 07.12.2010 в 10:14 | ответить0
Уважаемый автор статьи, здравствуйте! Хотелось бы с Вами связаться и уточнить о времени работы Воскресенского Георгия Александровича учителем биологии в Слизневской школе. Мой электронный адрес:gorshkova — av@mail
Анна | 03.04.2013 в 23:13 | ответить0
К сожалению, в статье ошибка: не работал Воскресенский Г.А. учителем биологии в Слизневской школе.Хотелось сообщить об этом по эл.почте, но автор не откликнулся.