Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
На выходе закон Российской Федерации о реформе бюджетных учреждений, включая образовательные, от школы и детдома до вуза. Его проект, одобренный Госдумой РФ в третьем чтении, вызывает в обществе горячие дискуссии. Особенно – те положения закона, где речь идёт о платных услугах бюджетных и автономных школ (об этом – в публикации «Учёба выросла в цене» на второй странице сегодняшнего номера). Больше всех волнуются родители: не станет ли теперь образование платным? Что думают об этом ярославцы?
Беседовал Юлиан НАДЕЖДИН
Михаил ГРУЗДЕВ, первый заместитель директора департамента образования, доктор педагогических наук: – Не скрою, до официального выхода документа остаются неясные вопросы. Закон направлен, как мы понимаем, на расширение возможностей, полномочий государственных образовательных учреждений. По новому закону школы повысят свою самостоятельность. Это, безусловно, его плюс. Если он будет принят, то возникнет необходимость внести изменения в ряд действующих документов. Есть федеральный образовательный стандарт, частью которого, кроме основных предметов, являются и музыка, изобразительное искусство, физическая культура. Преподавание стандарта и по новому закону остаётся бесплатным. Если какой-то предмет будет выведен из него, то тогда действительно можно будет говорить о том, что он становится платным. Я далёк от мысли, что идёт какая-то легализация «поборов». В прошлом году государственное образовательное учреждение «Техникум бытового сервиса» изменил статус – стал автономным. Ему ежегодно предъявляется госзаказ, а то, что остаётся за его пределами, автономное учреждение вправе использовать для собственных заработков и тратить их по своему усмотрению. Совершенно нормальная, не правда ли, практика. В нынешнем году автономными становятся четыре профучилища плюс учреждение среднего образования и ещё одно – дополнительного. Это решение самих коллективов, давайте это подчеркнём. Повторяю, главный мотив принятия закона о реформировании бюджетных учреждений – расширение самостоятельности школы. Основной вопрос, пока остающийся без ответа, мы с вами уже затронули. Касается он изменений в государственном стандарте-2011, поэтапный переход на который уже начался. В нём заложены не только уроки, но и вторая половина дня, внеурочная работа, и эта её часть будет бесплатной. Если возникнут риски, надо постараться их избежать. Наша позиция определённая: интересы детей и их родителей не должны пострадать, и мы сделаем всё, что в наших силах, дабы не допустить этого. Вера БАЙКОВА, заместитель директора школы № 33: – Горько говорить об этом, но вопросы реформы образования, к сожалению, никто с учителями не обсуждал. Я читала статью председателя Совета Федерации Сергея Миронова с его критикой некоторых положений нового закона, смотрела дебаты по разным телеканалам. Там сталкивались разные точки зрения, но повлиять на закон всё это не может, ведь фактически он уже принят. При том, что его текста мы не читали. Известны лишь какие-то его трактовки. Правда, нам известно, что сводится он к следующему: государство обеспечивает бесплатный образовательный стандарт. Обещают оставить в силе старые учебные планы и традиционный набор предметов, но о том мы опять же только слышали. Может быть, новый документ не вызвал бы таких эмоций, если бы в нём не говорилось, что школы, остающиеся в бюджетном статусе, и тем более ставшие автономными, вправе предоставлять дополнительные платные услуги. С одной стороны, в этом нет ничего предосудительного – рыночная экономика предполагает получение прибыли. А с другой стороны, настораживает и сам факт оказания платных услуг в расширенном диапазоне, и отсутствие механизма продвижения закона в жизнь. Вот мой личный взгляд на проблему: зарабатывать деньги на детях (как и на больных, если говорить о медицине), я уверена, безнравственно. И ничего больше к этому добавить не могу. Инна ШАКИРОВА, по специальности аудитор, мать двоих детей младшего и среднего школьного возраста: – Согласна с теми, кто убеждён, что в общей школе дети должны бесплатно не только научиться читать, писать и считать. В стандарт среднего образования, как я думаю, должны быть включены и развивающие предметы – творческие технологии, изобразительное искусство, музыка, а в старших классах и экономика, обществознание, основы права. Пока всего этого там нет. Исправляться нам надо если не по закону, то по здравому смыслу. Платные услуги должны предоставляться сверх этого. Так что вполне понимаю тех, кого беспокоит новый образовательный стандарт, о каком я, например, знаю только понаслышке. Чем он содержательнее и разнообразнее, тем меньше будет поводов для опасений, что наше образование постепенно превратится в платное. Галина БОЛЬШАКОВА, заслуженный учитель России: – Позвольте, приведу несколько фактов, говорящих об одном и том же: о том, что продолжение реформ в российской школе просто необходимо. Чтобы понять, сколько проблем в нашей тридцать третьей, как вы знаете, далеко не худшей в городе, достаточно просто пройтись по кабинетам, заглянуть в гардеробную, посмотреть, как выглядит та вешалка, с какой начинается не только театр, но и школа. Вы увидите, какая в раздевалках теснота, и что питание в столовую привозят, а не готовят прямо здесь, потому что не имеем кухни. Далеко не во всех кабинетах увидите вы современную мультимедийную технику. Вот ещё один факт на ту же тему: если средняя зарплата у нас в области, насколько мне известно, 20 тысяч рублей, то у нас, учителей, она ровно вдвое меньше. Всё это один серьёзнее другого поводы для реформирования школы. И если то, о чём я говорю, новым законом будет учтено, то мне ничего не остаётся, как проголосовать за него обеими руками. Игорь НУРМУХАМЕДОВ, менеджер, отец семилетнего сына: – Если, предположим, мой сын не успевает по математике и если для него и таких, как он, устраивают дополнительные занятия, то эти занятия могут быть и платными. Тут, по-моему, всё нормально. И ещё такой простенький пример в тему. Ребёнок занимается в платной студии рукоделия, при том, что есть урок труда. Вообще-то студия дороговата. Но если после принятия нового закона занятия в ней станут ещё дороже, то мы будем ходить в другое место, где занятия нам по карману. Если школа получит теперь возможности лучше развивать детей творчески, то я совсем не против, чтобы были у неё и дополнительные доходы, если они пойдут на повышение качества образования, неважно, на ремонт гардеробной или на зарплату учителям. Тут-то и потребуется школе та самостоятельность, ради которой, как я слышал, и принимается новый закон, реформирующий бюджетные учреждения.
Читайте также
16.01.2013Банкрот – это не безнадежноПо сообщению Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области, совсем скоро в нашей стране банкротами могут быть объявлены
06.10.2011Денег много не бывает Ведущим программы Марку Нуждину и Людмиле Шабуевой не пришлось подливать масла в огонь. Дискуссия разгорелась сама собой, поскольку состояние собственных
29.09.2011Бюджет по осени считают Проектов, которым народные избранники должны были придать силу законов, накопилось много. В повестке дня значились двадцать пять вопросов. Среди них приведение
11.02.2011Законопроект требует серьёзных доработокПроект нового закона «Об образовании» всколыхнул всю страну. За два месяца, что текст закона был вывешен в Интернете, пришло более 10 тысяч поправок.
21.05.2003Закон про квартплату Принятые 9 апреля этого года Государственной Думой и одобренные Советом Федерации изменения и дополнения в закон «Об основах федеральной жилищной