Общественная палата Ярославской области в рамках утверждённого губернатором комплексного плана основных мероприятий по проведению Года учителя посвятила проблемам образования выездное пленарное заседание, которое прошло в Ярославском муниципальном районе на базе Ивняковской средней школы. Видные общественные деятели края – руководители правительства области, врачи, педагоги, спортсмены, представители культурно-творческой сферы, священнослужители, предприниматели, директора фирм и промышленных предприятий – обсудили вопрос повышения социального статуса учителя
и качества его профессиональной деятельности.
В заседании также приняли участие заместитель губернатора области Сергей Берёзкин, главный федеральный инспектор по Ярославской области Александр Киселёв, председатель Ярославской областной Думы Виктор Рогоцкий, директор департамента образования Ярославской области Татьяна Степанова, директора общеобразовательных школ, представители высшей школы и науки Ярославской области.
Члены общественной палаты, заслушав обстоятельный доклад директора департамента образования Татьяны Степановой о современном состоянии сферы образования в Ярославской области, отметили совпадение вектора развития системы образования в нашем крае с ежегодным Посланием Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию и национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
– Наша главная задача на сегодняшний день и на будущее – обеспечение доступности и качества образования, – считает Татьяна Степанова.
Для более глубокого проникновения в суть вопроса о том, как повысить социальный статус учителя и какие критерии использовать для оценки его профессиональной деятельности, представители общественной палаты разделились на группы «по интересам». Внутри секционных обсуждений были затронуты самые разные темы: обеспечение социальной защиты работников образования, развитие кадрового потенциала, формирование личности ребёнка в процессе образования и многие другие.
В частности, говоря о том, что система образования должна стать важным ресурсом регионального рынка труда и в перспективе динамично влиять на развитие региона, ректор Ярославского государственного университета имени Демидова Александр Русаков отметил, что в первую очередь необходим диалог между образованием и рынком труда.
– Этого диалога пока нет, и потому многие выпускники вузов имеют очень слабое представление о том, где конкретно могут быть востребованы полученные ими знания, – поставил вопрос ребром Александр Ильич.
Проблема действительно острая: её провоцируют и коммерческие вузы, которые открываются без учёта потребностей нашего региона в тех или иных специалистах, и недостаточное внимание в области к профессионально-техническому образованию. Подвижки в решении вопроса есть: центром профориентации и психологической поддержки «Ресурс» проведён опрос работодателей, проанализирован кадровый потенциал области. Но этого явно недостаточно.
– Необходимо реанимировать программу развития кадрового потенциала при экономическом совете Ярославской области и как первый шаг – наладить диалог учителей и работодателей, – предложил членам общественного совета ректор университета имени Демидова Александр Русаков.
На заседании другой секции общественные деятели обсудили тему формирования личности ребёнка в процессе образования. Говоря о масштабе и влиянии личности учителя, ректор педагогического университета им. Ушинского Владимир Афанасьев выделил два знаковых для ярославской педагогики имени – народный учитель России Владимир Иванович Шаров и один из первых лауреатов всероссийского конкурса «Учитель года» Михаил Александрович Нянковский.
– Помоги саморазвитию ученика – вот что должно лежать в основе педагогики, – считает Владимир Васильевич.
Представители общественной палаты сошлись во мнении, что, говоря о становлении личности ребёнка, речь должна идти о системе взаимной ответственности семьи, школы и общественных организаций.
– Мы настаиваем на необходимости защиты современного ребёнка от негативного воздействия средств массовой информации, в частности телевидения, и это решение должно быть принято на законодательном уровне, – заявила председатель Ярославской областной общественной организации Российского союза молодёжи Ольга Правдухина.
Эта инициатива была горячо одобрена всеми собравшимися и поддержана департаментом образования Ярославской области.
Представители общественной палаты поговорили и о развитии кадрового потенциала системы образования региона. На вопрос, каким должен быть «Учитель нашей новой школы», доктор педагогических наук, заслуженный работник Высшей школы России, действительный член Российской академии естественных наук Людмила Байбородова, отметив профессиональную компетентность, глубокий духовно-нравственный потенциал и гуманность профессии педагога, подытожила:
– Учитель должен быть счастливым!
По итогам обсуждений в секциях были сформулированы чёткие рекомендации общественной палаты Ярославской области всей вертикали власти в стране – от Правительства Российской Федерации до органов местного самоуправления. Здесь и наказ Государственной Думе принять федеральный закон, закрепляющий статус педагогического работника, и пожелание Министерству образования и науки России создавать условия для взаимодействия российских педагогов с их зарубежными коллегами с целью изучения мирового передового опыта, и рекомендации правительству Ярославской области обеспечить повышение уровня реального содержания заработной платы работников отрасли.