Владимир Владимирович предложил сделать их бессрочными, но это не означает, что бессрочность лицензий отменяет контроль за их соблюдением. Премьер-министр считает, что «проверки пожарной безопасности, условий и качества образовательного процесса должны проходить регулярно и быть скрупулёзными и объективными».
Кроме того, он предлагает освободить образовательные учреждения от оплаты за предоставление лицензии и получение аккредитации, «а вместо этого ввести прозрачную, фиксированную, установленную государством госпошлину». Высказал глава правительства и предложение, касающееся оптимизации системы аккредитации вузов, выдающих дипломы государственного образца. «Услуги по аккредитации стоят достаточно дорого, и только в 2009 году на эти цели образовательные учреждения потратили порядка 1,9 миллиарда рублей», – привёл убедительные цифры председатель правительства.
Лицензирование и аккредитацию проходит любое учебное заведение, будь то детский сад или университет. Лицензия выдаётся Министерством образования на право заниматься образовательной деятельностью, как правило, один раз в пять лет. Это государственный документ, суть которого в том, что он выдаётся лишь тому вузу или школе, в которых есть условия для организации полноценного учебного процесса. Аккредитация учебного заведения необходима для подтверждения качества образования. Только аккредитованное учебное заведение имеет право выдавать диплом государственного образца.
При кажущейся специфичности поднятой проблемы – бессрочное лицензирование и оптимизация системы аккредитации – она касается по сути каждого из нас. Не пройдёт какое-нибудь детское дошкольное учреждение лицензирование (не дай Бог!), и десятки родителей схватятся за голову: куда пристроить своё чадо? Не говоря уже о специалистах, работающих в системе образования (что касается Ярославской области, то это более 44 тысяч человек). Поэтому мы попытались выяснить мнение по поводу бессрочного лицензирования у разных представителей сферы образования Ярославской области. Сделать это оказалось, на удивление, очень нелегко.
Советник губернатора Ярославской области по вопросам высшей школы и науки Ирина Михайловна Лоханина, например, сославшись на то, что документа такого не читала, от комментариев отказалась. Департамент образования области тоже от реплик воздержался, но уже по другой причине: директор в отъезде, заместитель в командировке, остальные специалисты на подобные вопросы отвечать не уполномочены. В ведущих вузах области пробиться сквозь стену разного уровня советников и помощников ректоров оказалось просто невозможно: все они были единодушны во мнении, что комментировать предложение премьер-министра страны – это прерогатива исключительно ректора, но все ректоры были абсолютно недоступны для общения с прессой в виду своей исключительной занятости.
Одна учёная дама из медицинской академии, многократно подчеркнув, что на её мнение ни в коем случае нельзя ссылаться, призналась, что боится делать скоропалительные выводы. Её смущает вот какой момент: не станет ли упрощённая система лицензирования и аккредитации лазейкой для недобросовестных учебных заведений.
– Хотя, с другой стороны, лицензирование – очень утомительная процедура, которая минимум на полторы недели выбивает из нормальной рабочей колеи весь вуз, – призналась моя собеседница. – Приезжает большая комиссия, их надо расселять и кормить соответственно статусу, и это только бытовая сторона вопроса. У нас, знаете, как говорят? Прошёл лицензию – выиграл генеральное сражение.
Однажды я лично стала свидетелем того, как детский сад, куда ходит мой ребёнок, проходил лицензирование. Сказать, что весь педагогический коллектив дошкольного учреждения «стоял на ушах» – значит, не сказать ничего. Даже родители были задействованы: то воспитатели просили принести в группу разные музыкальные инструменты – барабаны и свистелки, то требовались театральные костюмы, то дети усиленно учили стихи. Что уж говорить о воспитателях и руководстве?
Не торопится с выводами по поводу гипотетических нововведений и директор провинциального колледжа города Ярославля Елена Романовна Семко. Она согласна, что если процедуру лицензирования не надо будет проходить раз в пятилетку, как это делается сейчас, то хлопот у руководителя учреждения убавится однозначно.
– Сама по себе процедура лицензирования не так страшна. Действительно, это горы бумаг, но они заполняются без особого труда. Знаете, что самое страшное? Получить «добро» у Роспотребнадзора и пожарного надзора – вот что самое трудное, – откровенно признаётся Елена Романовна. – Ведь у этих контролирующих организаций ещё в довершение ко всему постоянно меняются правила и требования.
Выясняю у директора провинциального колледжа финансовую сторону этого вопроса. В ответ Елена Романовна недоумевает – не вижу проблемы.
– Все расходы на лицензирование и аккредитацию учебного заведения заранее закладываются в смету, ведь о них известно задолго, они не сваливаются как снег на голову. Что касается государственной системы образования города, то финансируются эти процедуры из бюджета города. И я не знаю ни одного случая, чтобы какой-то школе не выдали средств на прохождение лицензирования и аккредитации.
Подводя черту под нашим разговором, директор провинциального колледжа говорит:
– Не думаю, что что-нибудь существенно изменится. Просто Роспотребнадзор и пожарный надзор установят свои графики проверок, и неизвестно, насколько это упростит жизнь учебным заведениям.
Обретёт ли предложение премьер-министра страны о бессрочности лицензий учебных заведений статус закона – покажет время. Однако весьма показательна сама реакция чиновников от образования на любые нововведения. Поразительно, насколько безмолвствует народ в стране победившей гласности.