ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ В ТОМ, ЧТО ОНИ ВЫЖИЛИ
Так и остается на бумаге профессия хозяйки сельской усадьбы. Под спрос ее сильно упростили, урезали до трехлетнего обучения на повара-кондитера. Убрать пришлось как раз то, без чего настоящей хозяйки не получится – без навыков доярки, плодоовощевода, бухгалтера-учетчика.
Каждый год объявляют прием по специальности пчеловода, но набора нет. А сельским парням не по нраву оказалась красивая программа подготовки техников-механиков агросервиса. «Мы не поняли, – критикуют ее поступающие, – курс «менеджмента» нам предлагают, а на тракториста учить вроде как не собираются, кому ты на селе нужен, если пахать-сеять не умеешь?»
До перестройки в Борисоглебском районе было десятка полтора товарных хозяйств. Теперь на плаву остаются считанные единицы. Бывшая «Сельхозтехника» перешла на лесозаготовки и деревообработку, перевозит грузы, посредничает в коммерческих сделках. Поля, как и повсюду, успели зарасти, в малых деревнях летом одни дачники, зимой там полное безлюдье. Где они, спрашивается, будущие молодые хозяйки усадеб, если женихи все в городе? О каком таком «агросервисе» может идти речь, если техника в бывших колхозах и совхозах давно разворована, остальное на пустырях поросло чертополохом? Откуда возьмется у начинающего пчеловода так называемый стартовый капитал со многими нулями, если самый дешевый улей без оснаст-ки стоит тысячу рублей?
В нынешние затяжные холода занятий у лицеистов не было, учебный городок на Залесной встретил белым безмолвием. Директор лицея Виктор Павлович Смекалов и незаменимый зам Николай Михайлович Леднев в спокойной обстановке размышляли о житье-бытье «лесной академии».
– Основная наша новость, – сказал директор, – в том, что мы живы.
КАК ВЫУЧИТЬ НА ЗЕМЛЕРОБА?
Чертову дюжину лет назад я и сам видел, как приходится лицею, где вместе с профессией дают общее среднее образование, крутиться в рынке, чтобы уцелеть. В отсеках пустующих гаражей отвели место под свинарник, получили приплод, продавали поросят. Чтобы пополнить поголовье, гнали лицейский КамАЗ с древесиной украинцам.
Одними из первых в области открыли хозрасчетный центр переподготовки кадров. На деньги службы занятости и по ее направлениям набирали краткосрочные вечерние курсы трактористов, водителей, бухгалтеров. И сегодня на ускоренном выпуске водителей всех категорий, операторов ЭВМ, газоэлектросварщиков, кочегаров, парикмахеров, продавцов «лесная академия» зарабатывает в год тысяч пятьсот.
Двое из каждых троих преподавателей лицея – специалисты с высшим образованием и многолетним опытом – тем и дорожат. Под новые реальности сами сели за парты – на курсах повышения квалификации. Старозаветный прин-цип «делай как я» в этих стенах, видимо, свое отслужил. Изо дня в день слышат лицеисты от преподавателей спецдисциплин и мастеров крае-угольное наставление: соб-ственной головой, братцы, учитесь думать.
Кого готовят здесь по основному профилю? Мастеров сельскохозяйственного производства. Никакой самодеятельности, профессия из федерального списка. Зело сложносочиненная: ты и тракторист, и водитель, и слесарь, и оператор животноводческого комплекса. Землероб, стало быть. Появились новые спецкурсы: правовые основы аренд-ных отношений, экономика фермерского хозяйства, два компьютерных класса на двадцать мест.
Практика многоступенчатая. Сперва в лабораториях сельхозмашин, по тракторам, автомобилям, в слесарной мастерской. Затем полигон, где учат готовить агрегат к работе, и учхоз у деревни Степаново – там пашут и сеют, и не понарошку. Овес выращивают, кормовую дробленку продают. Только после всего этого будешь допущен до практики с заработком в хозяйствах.
Рассказывали об этом мои собеседники без всяких комплексов: что есть, то есть. Но и на здоровый скепсис тоже не скупились. За пять лет землероба не вырастишь, он в семье, с корней на ноги встает. У Смекалова точка зрения самая жесткая. Из горожан сельских хозяев, кому не надо объяснять, когда пахать и сеять и сколько навоза в поле вывозить, не получится вообще.
Лицеисты, кто они? Ребята не только со всего Борисоглебского района, а и ростовцы (их почти половина), угличане, владимирцы, ивановцы. А вот горожанина среди них и впрямь нет ни одного.
НА СЕМИ ВЕТРАХ
Последний трактор ДТ-75 лицей получил в начале 90-х. Но базу он сохранил. Тракторов у них сейчас единиц двадцать. Имеется и тяжелый «Кировец», все на ходу. Помогают нуждающимся на севе и на уборке машинами и запчастями. Но настоящая многоотраслевая база практики – здесь по-прежнему недостижимый предел мечтаний. Нужны телятник, овчарня. Земли лицей обрабатывает примерно четвертую часть того, чем располагает – столько, насколько хватает горюче-смазочных материалов. Ни копейки дотаций на это «лесная академия» не получает.
– Сельхозниками нас, что ли, не считают, – говорит Леднев.
Зато педагогов и учеников лицей возит на собственном автобусе. Несколько лет назад покончили с долгостроем, три трехквартирных дома заселили. Правда, жилья все равно не хватает. Часть общежития – а его в свое время строили на вырост – на 600 человек! – переоборудуют под квартиры для преподавателей и медиков.
И этого будет недостаточно, если всерьез думать о будущем. Педколлектив медленно, но верно стареет, появились первые пенсионеры. Молодежь на три тысячи целковых не заманишь, тем более, если с жильем перспективы не просматриваются.
– Ветра боимся, – мои гиды и собеседники на прощание то ли в шутку, то ли всерьез показывают на огромные, как витражи, окна корпусов.
Десять корпусов автономного учебного городка с тремя артезианскими скважинами, котельной, очистными строили когда-то не иначе как с думой о многоквартирном светлом будущем советского села, по проекту, не предназ-наченному для средней полосы России, с щедрым остеклением в южном варианте. Зимой, когда с поля задувает, городок не протопить.
Вот и думаешь, глядя окрест: встал сельский лицей на семи ветрах, гнется да не ломается. Являет миру в лютую непогоду чудеса холодоустойчивости.
Испытания на прочность продолжаются. В прошлом году лицей переведен с федерального финансирования на областное. Только что жизнь подкинула директору Смекалову свежую задачку на сообразительность – в виде нормативного, то бишь подушного, финансирования. При малом контингенте дневного отделения в двести сорок человек (и более чем скромным доволь-ствием на одного учащегося в 16 тысяч 648 рублей с копейками) фонд оплаты труда сразу похудел на один миллион рублей.
Проще всего было бы дирекции взять в руки карандаш и устроить штатам харакири. Но как людей на улице оставишь? Вот и готовит Смекалов свою «поправку» к классическому закону сохранения и превращения энергии. Обдумывает, как вписаться в тот самый «минус миллион», зарплату сохранить и кадры не потерять. О своем секретном ноу-хау Виктор Павлович вроде как всерьез говорит. А глаза веселые. Дескать, самые крутые холода пережили, теперь уж точно перезимуем.