пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 05 июня 2009

Долой право «учиться из-под палки»!

Говоря честно, дискуссии о том, каким быть среднему образованию, постоянно ведущиеся в «Северном крае», при высоком градусе полемики, никогда не затрагивают главной проблемы, поскольку спорящие её просто не замечают. Право на обязательное среднее образование настолько давно и прочно задекларировано и проведено в жизнь, что воспринимается, как должное. Но «право на обязанность» и само по себе нонсенс... А мудрость восточной поговорки «Силой можно привести осла на водопой, но никой силой нельзя заставить его пить» до сих пор не потеряла актуальности. В части образования она только выросла.

автор Андрей ВАСИЛЬЕВ, отец сына- четвероклассника.    фотограф Вячеслав ЮРАСОВ

 

Высшее - необязательно
Да-да, речь пойдёт о том «завоевании» советской власти, которым наша педагогика гордится с прошлого века - обязательности среднего образования. До высшего это новшество не добралось, поэтому декан биологического факультета ЯрГУ Альберт Исаакович Давыдов в советские ещё времена беседу с каждым новым набором первокурсников начинал с заявления: «Обязательного высшего образования в нашей стране нет - поэтому мы можем гарантировать государству высокий образовательный стандарт». Тут-то каждый из студентов и понимал, что именно от него и никого другого зависит, получит ли он в конце своего тернистого пятилетнего пути вожделенные «корочки».
Грешен, люблю гуманитариев, особенно с высшим образованием, тестировать на предмет знания формулировки закона Ома. В этой ситуации гуманитарий, как правило, начинает орать, что он, дескать, гуманитарий и нечего его гонять по предметам, которые ему даром не нужны, и без которых он, гуманитарий, жил, живёт и будет жить счастливо. То, что к высшему образованию знание закона Ома отношения не имеет, а изучается этот основополагающий закон в школе средней, гуманитария, как правило, не волнует нисколько.
Аналогичный эксперимент с выпускниками МИФИ - им предлагалось вспомнить несколько строк из письма Татьяны к Онегину - едва не привёл к несчастному случаю! Физики, равно как и химики, - люди конкретные. Слова, которые они использовали при попытке перейти к экзекуции, мало соотносились со строками великого поэта, некогда выученными физиками в школе.
А теперь без шуток: большая часть педагогов на вопрос о целях и задачах современного среднего образования в России затруднилась ответить чем-то, кроме общих фраз. Сошлись в одном - без среднего образования в вуз не поступить.
При этом все согласны с тем, что основы цивилизации закладываются в начальной школе. Обязательность получения начального образования не оспаривается, тем более, что большей части народонаселения России навыков и умений читать, писать, считать, полученных в начальных классах, с лихвой хватает на всю оставшуюся жизнь. Для того, чтобы востребовались те, что получены в школе средней, необходимо менять жизнь.
Специальность же наши люди получают где угодно, кроме средней школы - в техникуме, колледже, ПУ, вузе или просто в жизни. Отвечая в любом отделе кадров на вопрос об образовании - «среднее», соискатель наглухо задраивает себе ход в профессию. Максимум, на что он может рассчитывать, это вопрос: «Ну, а делать-то чего умеешь?» Отвечает, в лучшем случае, каждый двадцатый.
Цели среднего образования, мягко говоря, размыты. Невзирая на большое количество внешних изменений, по сути наша средняя школа осталась советской. В СССР же перед этим общественным институтом стояли пусть и абстрактно-идеологические, но абсолютно ясно сформулированные задачи.
Речь не о кризисе идеологии - и советской школе закон об обязательном среднем образовании принёс много вреда. Кстати, отчасти именно поэтому оказались недостижимы задачи среднего образования и в советское время.
Из личного опыта: в нашем классе успешно, с тройками в аттестате, доучилась до выпускного бала девушка-олигофрен. Её мама, понимавшая, что ни в одно ПТУ города дочь не возьмут, решила, что два лишних года плюс аттестат не повредят. О том, сколько одноклассников упомянутой ученицы не смогло в полной мере реализовать своё право на среднее образование, каждый может догадаться сам. Учителям со стажем догадываться не нужно - у них битва с подобными «подарками» продолжается на каждом уроке.
Что имеем даром -
не храним вообще
Учитель обязан выпустить (не выучить, а именно выпустить) из школы всех учеников - в том числе и тех, кто учиться не желает, и, дабы не скучать, а также не страдать от заниженной самооценки, мешает учиться всем остальным. Именно эти, с позволения сказать, школьники убивают сверстников, снимая издевательства на мобильные телефоны, доводят до ранних инсультов учителей, грабят и воруют в свободное время, активно пополняют общественные организации определённого свойства, курят с первого класса, и даже знания начальной школы классу к седьмому выветриваются из их мозгов. Скука, возведённая в принцип, ещё и не до такого доводит.
С другой стороны: что может школа сделать с этими как бы учениками? Правильно - ничего... Хочешь, не хочешь, а аттестат получишь. Поскольку среднее образование у нас обязательное. Оно сродни социалистическому «праву на труд», обеспечивавшему советскому обществу производительность труда, сравнимую с зимбабвийской. Да, когда дитя окончательно угробит одного-другого себе подобного, закон возьмёт его в свои ежовые рукавицы. Но это опять-таки удары по хвостам - за колючей проволокой школьная наука будет дитятке и вовсе не нужна.
Отсюда вопрос: не пора ли сделать среднее образование реальной, а не декларируемой ценностью? Но тогда придётся оставить его общедоступным, бесплатным (все возражения родителей, изнурённых школьными поборами, принимаются без возражений), светским или религиозным - но, ни при каких обстоятельствах, не обязательным. Хватит силой заставлять осла пить - за пределами водопоя ему найдётся масса полезных занятий, а вода сохранится чистой.
Естественно, что хранителей старины глубокой такое предложение разозлит. И аргумент «за что боролись?» будет самым мягким в их устах. Тем более, что уязвимость моего предложения вся на поверхности - клюй её, откуда хочешь. К примеру, практически неограниченная власть над учеником делает коррупционную составляющую новой школы запредельно высокой, такой приблизительно, как в сегодняшних вузах. Но, говоря честно, без значительных издержек бегемота под названием «средняя школа» из болота не вытащить. Вузы, при всей их коррумпированности, дают хоть сколько-нибудь конкурентное образование, а главное - специальность, имея которую, уже можно строить жизнь.
И, ради Бога, не нужно заклинаний - куда ж пойдут те убогие, которых даже коррекционная школа брать не желает? Их же ждут уличные банды и прочий криминалитет! Ну, во-первых, пребывание в уличных бандах вполне сочетается у «малых сих» с посещением школы. Оно даже удобно - наркотики толкать одноклассникам или собирать с них дань. Тем, кто не слышал о школьном рэкете, рекомендую поговорить с учителями школ - да не «центровых», а окраинных - и не под диктофон. А, во-вторых, у нас сегодня крайне не хватает исполнителей неквалифицированных работ. В тучные годы вопрос решался просто - привлечением гастарбайтеров. Остальным внушалась идея, что грязных и вообще «не престижных» работ не бывает. В качестве доказательства предъявлялись вкалывающие на соседней стройке граждане южных стран.
Зато с некоторых пор вид местного митрофанушки, подметающего улицы или мешающего лопатой раствор, может весьма отрезвляюще подействовать на его сверстников, ещё не утерявших возможность учиться в школе. Жалость по отношению к митрофанушке неуместна - при его отношении к учёбе он всё равно закончил бы метлой или лопатой. Так здесь он экономит время, чужое и своё, а также огромное количество нервных клеток, преимущественно - чужих. Когда у аттестата о среднем образовании появляется такого рода альтернатива, для учеников его ценность растёт на глазах.
В конце концов, мы гордимся нашими дедами, подставлявшими ящик к токарному станку, но своих детей от реальной жизни стремимся оградить на весь срок этой жизни. Недаром в прошлом году раздался клич - вообще не выпускать студентов из вузов после получения диплома. Всё равно работать негде, а тут они хотя бы в тепле и под присмотром.
Универсалы
или специалисты?
Можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны: в некоторой степени человек с метлой - звучит гордо. У него есть профессия и зарплата, он платит налоги и в социальном смысле - ровня взрослым. А что получится из школьника - ещё вопрос. Конечно, без «балласта» учителям работать будет проще. А вот проблема с целевой нагрузкой обучения и применимостью полученных знаний останется. Что делать? Собственно, этот вопрос имеет множество ответов. Но все они будут риторическими, пока общество будет 11 лет за уши тянуть всех подряд к аттестату. Без обязательности среднего образования его можно сделать эффективным - хотя систему придётся перестраивать радикально. Сохранив это сомнительное «достижение», общество наше так и будет обречено на нулевой, если не отрицательный, эффект любых реформ в этой сфере.

P. S. Приглашаем всех, кого заинтересовала поставленная в статье проблема, высказать своё мнение на страницах «Северного края». Ждём ваших писем.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают