Традиции
и альтернатива
В учёбе, как и в любом деле, хорошее начало играет важную роль, а дальше, как любил повторять один видный политик додефолтовой эпохи – надо лишь углубить, и процесс пойдёт.
Сегодня в начальной школе существует две системы обучения – традиционная и развивающая. К традиционной системе обучения относятся программы: «Начальная школа XXI века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам обучения относятся система Занкова и программа Эльконина – Давыдова.
Почти все эти программы практикуются в разных общеобразовательных школах Ярославля, которых в городе насчитывается 108.
Более подробно ознакомиться с информацией по общеобразовательным школам Ярославля и выяснить, какой обучающей системы придерживается выбранная вами школа, можно на официальном сайте города Ярославля (http://www.city-yar.ru/), найдя в рубрике «Общество» подзаголовок «Образование».
Сразу предостережём беспокойных родителей: не стоит покупаться на красивое название «развивающая» и категорически отрицать «традиционную» систему. Это всего лишь названия. Многие традиционные системы – например, «Гармония», «Начальная школа ХХI века» и «Школа 2100» – были в последние годы переработаны так, что в них реализованы идеи развивающего обучения.
В одной школе в разных классах могут применяться разные системы обучения. Вне зависимости от системы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения. Остановимся поподробнее на самих программах.
Чему где учат
«Школа России» – это тот комплект, по которому мы все учились. Сочетает традиционные наработки и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающего мышления. Представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых основах и имеющее полное программно-методическое обеспечение.
Комплект «Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой. Название обусловлено тем, что в этом комплекте всё очень гармонично. Выделены единые цели и задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности. Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и, в частности, с системой Занкова, в которой Наталья Истомина сама очень долго работала.
В комплекте «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Эта система также реализует основные идеи системы развивающего обучения.
«Школа 2100» отражает один из подходов к развивающему обучению, разработанный с позиции преемственности научных взглядов и интеграции, не конфликтующих между собой идей из новых концепций. Программа ориентирована на целостное гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Этот комплект – самый распространённый в городе и области. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. В ней хорошо решена проблема преемственности дошкольного образования, младших и средних классов.
Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. В основе её лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной методике. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти к пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Система Занкова принимает каждого ребёнка таким, каков он есть, видя в нём человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребёнка идёт неравномерно.
Система Д. Б. Эльконина –
В. В. Давыдова подойдёт тем, кто хочет развивать в ребёнке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что всё под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода «портфолио» творческих работ учеников. Оно и выполняет роль дневника – показателя успеваемости. В системе Эльконина – Давыдова упор делается не на результат – усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче.
Наиболее отлична от традиционной педагогики вальдорфская система образования. В Ярославле вальдорфская школа находится по адресу: улица Вольная, дом 10. Это частная школа, обучение в ней платное (на момент написания статьи плата за обучение составляла 3300 рублей в месяц). Эта система обучения была разработана около ста лет назад в Германии приверженцами духовной науки антропософии. Процесс обучения ребёнка тесно связывается с возрастными особенностями его развития и построен таким образом, что знания по какому-либо предмету он получает в тот период, когда наиболее к этому подготовлен. В начальной школе большое внимание уделяется развитию у ребёнка мелкой моторики, что тесно связано с развитием речевых центров мозга. Дети обучаются вышиванию, лепке, резьбе по дереву, обработке камня, причём имеют дело они исключительно с природными материалами. Ещё одним важным компонентом обучения являются занятия эвритмией (художественное музыкальное движение), музыкой, с начала обучения вводятся также два иностранных языка – немецкий и английский. В вальдорфской школе ведётся углублённое изучение предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, истории мировой культуры. Большое внимание уделяется развитию художественных способностей ребёнка. При переводе ученика в другую школу он может быть аттестован после окончания начальной или средней школы, выпускники вальдорфской школы сдают экзамены, предусмотренные государственным российским образовательным стандартом, и получают аттестат установленного образца.
Несколько лет в Ярославле работает губернская православная гимназия имени святителя Игнатия Брянчанинова. Она находится в центре города, на территории Казанского монастыря. Учебный план гимназии построен таким образом, что позволяет выполнить все требования федерального базисного учебного плана и подготовить учащихся к дальнейшему обучению как в светских, так и в духовных учебных заведениях. Кроме федерального компонента в учебный план введён значительный блок предметов дополнительного образования, что даёт возможность учащимся получить знания основ православного вероучения.
Вопрос – ответ
Итак, с выбором программы обучения своего чада вы определились. Но у вас по-прежнему осталось немало вопросов, например: в какие сроки подавать заявление, какие документы необходимы при поступлении и так далее. За разъяснениями мы обратились к начальнику отдела общего образования департамента образования мэрии Ярославля Елене Александровне Ильиной.
– По каким причинам ребёнку могут отказать в приёме в конкретную школу?
– Согласно санитарным нормам и правилам, наполняемость класса не должна превышать 25 человек. Преимуществом зачисления в конкретную школу пользуются дети, проживающие на территории, закреплённой за этой школой. Даже если «территориально свой» ребёнок придёт в последний день, когда сформированы уже все классы, администрация школы обязана принять именно его, отказав в месте ребёнку, зачисленному ранее, но проживающему в другом районе.
– Какие документы нужны при поступлении в школу?
– Заявление родителей, копия свидетельства о рождении ребёнка, медицинская справка по установленной форме из детского сада или поликлиники, если ребёнок не посещал дошкольное учреждение, и индивидуальная характеристика выпускника детского сада. Если на начало учебного года ребёнку исполнилось только шесть с половиной лет, необходимо представить письменное разрешение департамента образования мэрии Ярославля. Срок приёма документов – с 1 апреля по 28 августа. 31 августа департамент образования мэрии обязан издать приказ о зачислении будущих первоклассников в школы города.
– Может ли школа проводить тестирование или собеседование с будущими первоклассниками? Могут ли результаты этих «экзаменов» как-то влиять на зачисление ребёнка в школу?
– Никаких собеседований или экзаменов в форме тестов нет и быть не может. Это грубое нарушение закона об образовании, и о каждом подобном случае нужно немедленно докладывать в департамент образования мэрии Ярославля.
– Сейчас школы предлагают сразу несколько обучающих программ для первоклассников. Как родителям сориентироваться?
– Самая распространённая система обучения в ярославских школах – традиционная: мы возвращаемся к тому, от чего ушли. Многие школы города работают по системе «Школа 2000 – 2100». Но в каждом районе есть средние учебные заведения с разными системами обучения. Главное для родителей: самим как можно больше узнать о той программе, по которой они хотят обучать своего ребёнка. Придите в школу, поговорите с педагогами, попросите разрешения присутствовать на уроках – вам никто не откажет в информации. Конечно, лучше не перескакивать с одной программы на другую: и методики обучения, и весьма солидный (и недешёвый) набор учебников и тетрадей в разных программах – разный. Однако если вы почувствуете, что адаптационный период уже миновал, а ребёнок всё ещё «не тянет» ту или иную программу, то лучше переводить в класс с традиционной методикой обучения.
– Как быть, если по каким-то причинам родители предпочитают обучать своего ребёнка сами на дому?
– Законом об образовании определены следующие формы обучения: в образовательном учреждении, в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Допускается сочетание нескольких форм, например, уроки математики и русского языка ребёнок посещает в школе, а рисованию обучается у частного педагога. При семейном образовании между родителями и школой заключается договор, в котором определяются сроки промежуточной аттестации ребёнка. То есть в течение школьной четверти он грызёт гранит науки дома под руководством мамы или папы, а в конце четверти приходит в школу, за которой он закреплён, и там сдаёт экзамен школьным учителям или пишет положенные по программе четвертные контрольные. Если в течение года выявляется явная неуспеваемость ребёнка, то школа вправе оставить ребёнка на второй год и обязать его посещать школу. Большой практики семейного обучения в Ярославле нет.
А напоследок я скажу вот что: выбирая школу для своего ребёнка, не стоит ориентироваться только на систему обучения в начальных классах. Не менее важны материальная база школы, «продвинутость» педагогов и директора, отзывы родителей учеников со стажем: насколько, на их взгляд, комфортно детям учиться, дают ли там твёрдые знания. В любом случае хороший учитель в хорошей школе научит ребёнка всему, чему положено, в то время как горе-педагога никакая самая передовая программа не спасёт.
Подробно ознакомиться с информацией по общеобразовательным школам Ярославля и выяснить, какой обучающей системы придерживается выбранная вами школа, можно на официальном сайте города Ярославля (http://www.city-yar.ru/), найдя в рубрике «Общество» подзаголовок «Образование».