пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 8

пятница, 15 мая 2009

Проверьте свои знания

Мы продолжаем публикацию (см. начало в «СК» № 71 за 22 апреля) заданий демонстрационного варианта единого государственного экзамена по ИСТОРИИ РОССИИ за 2008 год, подготовленного федеральным государственным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений». Предлагаем читателям проверить свои знания по истории.

 

ЧАСТЬ 2

Задания В1 – В11 требуют ответа в виде одного – двух слов, последовательности букв или цифр. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

B1. Расположите имена исторических лиц в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности.

А) патриарх Никон

Б) Г. Потемкин

В) Ф. Лефорт

Г) А. Курбский

B2. Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

ТЕРМИНЫ, НАЗВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) вотчина 1) центральный орган управления какой-либо сферой государственной жизни

Б) пожилое 2) наследственное земельное владение

В) приказ 3) система содержания должностных лиц за счёт местного населения

Г) кормление 4) плата крестьян при уходе от землевладельца

5) обращение церковной собственности в светскую

B3. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идёт речь.

«С приходом к власти [императрица] заменила всех сановников-немцев русскими людьми. В управлении страной формально возродилась линия Петра I, но слишком далеко по уму и размаху реформаторства стояла дочь от отца. В её царствование были достигнуты успехи в развитии науки и культуры, во внешней политике, чему способствовала деятельность М. В. Ломоносова, П. И. и И. И. Шуваловых...».

B4. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) В. О. Ключевский 1) художник

Б) И. И. Левитан 2) архитектор

В) А. Д. Захаров 3) коллекционер

Г) П. М. Третьяков 4) создатель толкового словаря русского языка

5) историк

B5. Прочтите отрывок из труда историка и напишите, как называлось направление общественной мысли, к которому принадлежали участники кружка.

«И, наверное, ежедневных споров этих кружок не выдержал бы, если бы не женщины. ...И не какие-нибудь пришлые или по-особенному «идейные» женщины, а представительницы того же «родства». Матери: Авдотья Петровна Елагина, Ольга Семёновна Аксакова. Жёны: Екатерина Хомякова, Наталья Киреевская, Елизавета Попова, Анна Аксакова, Елена Черкасская... Сёстры: Мария Киреевская, Вера и Любовь Аксаковы...

Они не были просто «хозяйками», хотя и это тоже немало. Собственно через них осуществлялась стихия... единения, умерявшая полемическую стихию мужчин. Они вели беседы в салонах, обсуждали новые известия в политической и литературной жизни, вели философские беседы – очень часто «на равных» с тем же Хомяковым. Женщины много переводили, переписывали статьи. Гораздо чаще, чем мужчины, они обменивались письмами, а через письма прямо поддерживалось внутреннее единство кружка».

B6. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите сокращённое название партии, о которой идёт речь.

«...Центральный пункт их программы – «социализация» земли, т. е. ликвидация частной собственности на землю и передача её без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землёй они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т. н. «центрального террора», осенью 1901 г. была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождём и теоретиком партии был

В. М. Чернов».

B7. Установите соответствие между датами и событиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДАТЫ СОБЫТИЯ

А) 1922 г. 1) образование СССР

Б) 1934 г. 2) принятие второй Конституции СССР

В) 1936 г. 3) выход из СССР Литовской ССР

Г) 1940 г. 4) вступление СССР в Лигу Наций

5) образование Эстонской ССР

B8. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛИ

А) разрыв отношений с Югославией 1) М. С. Горбачёв

Б) Карибский кризис 2) Л. И. Брежнев

В) ввод советских войск в Афганистан 3) И. В. Сталин

Г) прекращение гонки вооружений 4) Н. С. Хрущёв

5) Б. Н. Ельцин

B9. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 г.

и напишите его фамилию.

«В силу сложившейся ситуации... прекращаю свою деятельность... Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни...»

B10. Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали развитие экономики в 1945 – 1953 гг.? Обведите цифры, под которыми эти черты указаны.

1) наиболее крупные инвестиции в развитие тяжёлой промышленности

2) сдача в аренду части промышленных предприятий

3) высокие темпы развития промышленности

4) низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

5) ликвидация ряда отраслевых министерств

6) передача части колхозных земель в личные подсобные хозяйства колхозников

B11. Расположите следующие события, явления в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, явления в правильной последовательности.

А) отмена крепостного права в России

Б) создание первых торгово-промышленных монополий

В) завершение строительства железной дороги Санкт-Петербург – Москва

Г) начало промышленного переворота

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из совместного заявления двух политических деятелей.

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооружённое восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. <...>

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что [наше] влияние... начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чём не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто приём политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать [наше] выступление... в условиях благоприятных для наших врагов. [Наше] влияние... растёт. Целые пласты трудящегося населения только ещё начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <...>

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идём. <...>

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! – ни то, ни другое неверно, и в этом всё дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но всё остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдёт до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. <...> Если мы, взявши власть сейчас одни, придём (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас...

Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».

C1. Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?

C2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх аргументов, которые приводились сторонниками вооруженного восстания.

C3. Укажите не менее трёх аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооружённого восстания на данном историческом этапе.

Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщённой характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

C4. Назовите не менее четырёх черт государственно-политического развития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о переходе к абсолютной монархии. Приведите не менее трёх положений «Соборного уложения» 1649 г.

C5. Ниже приведены две точки зрения на деятельность

П. А. Столыпина:

1. Деятельность П. А. Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905 – 1907 гг.

2. Политика П. А. Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 г.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

C6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале царствования Александр I свою главную задачу в сфере внешней политики видел в борьбе против наполеоновской Франции. Однако в 1807 г. Александр I подписал с Наполеоном договор в Тильзите, который вызвал негативную реакцию со стороны российского дворянства и купечества.

Почему Александр I был вынужден пойти на подписание этого договора? (Укажите не менее двух положений).

Чем объяснялось такое отношение дворянства и купечества к подписанию, условиям Тильзитского договора? (Укажите не менее двух причин).

C7. Сравните характер экономических реформ в промышленности СССР, проведённых Н. С. Хрущёвым и М. С. Горбачёвым.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трёх различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Читайте также
Комментарии

Гость | 24.04.2011 в 17:19 | ответить0

B10-123

 

Гость | 06.11.2011 в 21:43 | ответить1

где можно найти ответы?

 

Гость | 20.03.2012 в 04:25 | ответить0

мм

 

Юлия | 15.05.2012 в 17:09 | ответить0

ответы части А и В

www.ucheba.ru/ege-article/5605.html

 

Юлия | 15.05.2012 в 17:10 | ответить0

и на В10 ответ 134

 

Юлия | 15.05.2012 в 17:13 | ответить0

ответы на все части есть ещё здесь
www.istorya.ru/abitu/ega2008.php

 

Гость | 14.11.2012 в 07:12 | ответить0

В5 какой ответ

 

Гость | 14.11.2012 в 08:08 | ответить0

В5 какой ответ

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Тяга к знаниям Во дворе дома по Большой Октябрьской около часа ночи задержан мужчина. Он нес картонную коробку, в которой
  • Уроки лучше делать вместе! Многие думают: привыкнув к регулярной помощи родителей, малыш вырастет лентяем и потребителем. Но исследования
  • Зачет по физкультуре сдан на «отлично»... В этом году Ярославскому государственному техническому университету исполняется 60 лет. Поэтому все мероприятия,