Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
На 9-м съезде российских ректоров вопросы высшего образования решались на самом высоком уровне. В рамках заявленной программы съезда «Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических условиях: лидерство, результативность, стабильность» Президент России Дмитрий Медведев выступал с планом развития образования в условиях кризиса. Как планы буду воплощаться в жизнь у нас в регионе, рассказал участник съезда - ректор Ярославской государственной медицинской академии Алексей Павлов.
Владимир КОБЫЛИНСКИЙ Анна СОЛОВЬЕВА
- Один из самых важных моментов, который отразил президент в своём выступлении, - меры поддержки студентов и выпускников вузов в период кризиса. Планируется увеличение количества и размеров стипендий президента студентам и аспирантам, увеличение числа бюджетных мест для последипломного образования, открытие при вузах малых предприятий для работы выпускников. Платных студентов государство будет поддерживать системой льготных образовательных кредитов, переводом обучающихся на «хорошо» и «отлично» на вакантные бюджетные места, фиксировать плату в рублях на весь период обучения. Озвучено решение о предоставлении образовательных кредитов сроком на десять лет под 11 процентов годовых. - Одно из предложений президента - переводить платных студентов на свободные бюджетные места. Пойдут ли вузы на то, чтобы отказаться от денег, которые даёт платное образование? - В нашем вузе несколько лет работает положение об организации обучения студентов на внебюджетной основе. И там прописано, как перейти такому студенту на освободившееся бюджетное место. Наряду с социальными показаниями (возникновение обстоятельств непреодолимой силы: смерть или получение инвалидности 1-й или 2-й группы одним из родителей, иные случаи с учётом конкретных обстоятельств) учитывается хорошая и отличная успеваемость, позволяющая осуществить перевод или получить 25-процентную скидку на новый учебный год. В ближайшее время мы внесём необходимые коррективы в это положение с учётом инициатив президента и итогов их обсуждения в ректорском сообществе. У нас, кстати, коммерческих студентов не так много - всего 18 процентов от общей численности. Стоимость внебюджетного обучения в последние годы строго соответствовала средней стоимости затрат государства на обучение студента на бюджетной основе. В настоящее время на разных факультетах она составляет от 39 до 46 тысяч рублей в год. Мы провели предварительный анализ успеваемости платных студентов. Из 584 студентов очной формы обучения на четвёрки и пятёрки в течение двух лет учились только 25 человек. Они - первые кандидаты на перевод на бюджетное обучение с нового учебного года. - Не получится так, что преподаватели будут специально занижать оценки студентам-платникам, чтобы те не получили право перевестись на бесплатные места и не лишили тем самым вуз денег? - 25 человек - это один процент от всех студентов нашего вуза. Они финансовые основы академии не подорвут. В серьёзном, социально ответственном вузе, а медакадемию я отношу именно к таким, мы все должны стремиться к максимальной объективности при оценке знаний студентов. Конечно, могут быть всякие конфликтные ситуации, но для этого существуют ректорат, деканаты, различные комиссии, органы студенческого самоуправления. В конце концов под приказом о переводе будет стоять подпись ректора, и я её не поставлю, пока не разберусь в спорной ситуации. - Уже выработаны единые правила перевода по всей стране? - Пока есть только базовые рекомендации, чётко прописанных универсальных правил не существует. В нашем вузе одним из условий перевода студентов на бюджет является заключение студентом договора о целевой контрактной подготовке с органом управления здравоохранения региона. После окончания вуза выпускник сможет получить бюджетное место в интернатуре или ординатуре и будет должен какое-то время отработать по специальности в той области, которая заключила с ним контракт. Как государственный вуз, мы не можем не заботиться о трудоустройстве наших выпускников в государственном здравоохранении. - Очень много шума наделало выступление ректора МГУ, который предложил ЕГЭ отменить, ввести школьные экзамены и характеристики для учеников. Многие рассматривают это как попытки вернуться к прежней системе, которую не без оснований обвиняют в коррумпированности... - с 1 января 2009 года приём в вузы по результатам ЕГЭ - это уже не эксперимент, а норма действующего законодательства. Плох ли единый госэкзамен или нет - он уже реальность, и с ним нам предстоит жить и работать. ЕГЭ, устный или письменный экзамен в вузе - это всего лишь форма контроля знаний студентов. Я уверен, что тот, кто хорошо знает предмет, сдаст его в любой форме. А вот что меня действительно беспокоит - что в этом году пока только около 950 школьников из восьми тысяч выпускников выбрали ЕГЭ по химии. Этот предмет - профильный в нашей академии. Так что если все пойдут к нам, то будет конкурс всего два человека на место. Но ведь есть ещё педуниверситет, политех, где тоже принимают химию. Но мы надеемся и на иногородних студентов. Их у нас традиционно много, ведь мы на протяжении последних шестидесяти лет готовим врачей и провизоров помимо Ярославской области для Вологодской, Костромской областей и Республики Коми и ряда других регионов, с которыми у нас заключены договоры на целевую подготовку. - Но многие ругают ЕГЭ за несовершенность, за неточность оценки... - Тесты таят больше изъянов для гуманитариев. А у нас основные экзамены - химия и биология, которые и так достаточно формализованы и подходят для тестов лучше, чем, к примеру, история или литература. В 2008 году мы столкнулись с другой проблемой. У нас есть десять медико-биологических классов. Мы готовили этих школьников для себя. Наши преподаватели читали им лекции, водили в больницы. Ученики имели больше шансов поступить в наш вуз. И вот с появлением ЕГЭ это всё оказалось неэффективным. Теперь эти хорошо подготовленные абитуриенты могут подавать документы в другие города. И ряда преимуществ, которые они имели, сотрудничая с нашим вузом, в новых правилах приёма не предусмотрено. - Теперь можно подать документы в десятки вузов. Не получится так, что ярославский вуз будет готовить специалистов для других регионов, а сама область останется без кадров? - Независимо от действующих правил приёма на протяжении последнего десятилетия около 60 процентов абитуриентов ЯГМА - жители нашей области. Кроме того, в условиях кризиса мобильность абитуриентов может снизиться. Подать документы и поступить они могут в любой вуз, но вот одно дело учиться в Москве, да и вообще в другом городе, а другое - остаться дома. Не каждая семья потянет обучение ребёнка в другом городе. - Один из способов поступления в вуз - победа на школьных олимпиадах... - Министерство высшего образования утвердило федеральный список из 120 школьных олимпиад. Хотите большего творчества, не приемлите тесты ЕГЭ - участвуйте в них. Совместно с вузами Нижнего Новгорода, Белгорода, Демидовским университетом и Саровским физико-техническим институтом мы являемся организаторами одной из таких олимпиад - межрегиональной олимпиады школьников «Будущие исследователи - будущее науки». Она проходит по шести предметам: русскому языку, математике, химии, биологии, физике и истории. И школьник, принявший участие в олимпиаде прямо в Ярославле, в случае победы может быть зачислен в вуз без других экзаменов или его результаты могут быть приравнены к ста баллам ЕГЭ по соответствующему предмету с учётом профиля вуза. Уже 28 - 29 марта на базе нашей академии прошли туры олимпиады по биологии и химии, в которых приняли участие соответственно 189 и 113 школьников. В мае будем ждать официальных результатов. Кстати, наша академия - единственная из всех российских медицинских вузов, кто стал учредителем федеральных олимпиад. - Вы так удачно вписались в реформы. И олимпиады у вас проводятся, и экзамены сдаются негуманитарные, а кризис чуть ли не прибавит вам студентов, и от перевода платных студентов на бюджетные места вы не пострадаете. Неужели новации ничего трудного ни принесли? - Любые новации требуют от руководства и коллектива вуза серьёзных усилий по их успешному введению. К примеру, ЕГЭ: школьники, ориентированные на решение тестов, имеют, может, и достаточные, но всё же сегментарные знания по предметам. Кто-то метко назвал это «кроссвордным мышлением». А изучение медицины подразумевает создание целостного представления об организме человека. Естественно, перед преподавателями академии встаёт дополнительная непростая задача - не просто научить, но и объединить раздробленные знания студентов воедино. В целом не сомневаюсь, что академия как государственный вуз со славной 65-летней историей сможет адекватно реагировать на веяния времени и успешно решать новые задачи, которые ставит перед нами жизнь.
Читайте также
21.12.2012Золотая медаль из ТегеранаДесятиклассник переславской гимназии Максим Дидин стал победителем IХ Международной естественно-научной олимпиады в Тегеране.
11.06.2010Олимпиада откроет новые имена II Всероссийская фармацевтическая олимпиада среди студентов пройдёт в Ярославле в начале 2011 года. Организаторами форума выступили Ассоциация российских
11.06.2010Студенты ищут выход из кризиса В Уфе состоялась Всероссийская студенческая олимпиада по экономике и управлению на предприятии.
19.05.2006Химичить будут два дняВчера в Ярославском химикомеханическом техникуме началась всероссийская олимпиада по химии среди студентов средних профессиональных учебных заведений.
08.05.2004Даешь математику!
Кто сказал, что если ты не выбрал своей стезей математику, то после школы она и вовсе не нужна?