пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 06 февраля 2009

Как им платят, так они и учат...

В «Северном крае» (16 января 2009 г.) вышла статья «Тройку надо запретить», где Лев Петрович Размолодин, председатель Ярославской ассоциации преподавателей вузов, профессор технического университета, рассуждает о реформе образования. Учёный затрагивал многие грани этой проблемы, и она взбудоражила наших читателей.

автор Владимир КОБЫЛИНСКИЙ

 

- Статьи Владимира Порывкина и Льва Размолодина о вузовских реформах наводят на самые грустные размышления. Высшее образование становится всё более недоступным для значительной части населения, а качество его неуклонно снижается, - пишет доцент Виктор Черепанов.
- Оба автора правильно утверждают: при такой оплате труда преподавателями становятся только вынужденно. И в последние годы произошло падение престижа работников умственного труда, прежде всего врачей, учителей, преподавателей вузов, но не чиновников. Профессор в начале ХХ века получал 5 - 6 тысяч рублей в год. Снять неплохую квартиру на год обходилось в 160 рублей. А буханка хлеба стоила всего три копейки. Конечно, ценообразование в это время было иным, но важно оценить положение педагога в том, дореволюционном обществе. А сейчас оно, как правильно пишет Порывкин, «полунищее». С устранения этого положения и надо начинать вузовские реформы!
Если перевести те деньги в наши, то получается, что зар­плата профессора была 200 тысяч рублей в месяц (в перерасчёте на хлеб) или 400 тысяч (на стоимость снимаемой квартиры). Когда человек сам что-то делает и продаёт свой труд по такой цене, то честь ему и хвала. Но учителя находятся на обеспечении государства. И их доходы складываются из налогов других людей. Готовы ли эти люди платить профессору 20 тысяч рублей в день из соб­ственного кармана?»
«Я работаю в сфере образования, понимаю, насколько слабо подготовлены преподаватели вуза, в котором я училась заочно, - пишет ещё одна наша читательница, пожелавшая остаться неизвестной. - Многие толком не знают даже свой предмет, не могут ответить ни на один дополнительный вопрос. Поэтому реформы в вузах должны начаться с поголовной и самой строгой переаттестации преподавателей, увольнения всех, кто не способен преподавать в вузе. А таких, я знаю, большинство.
В системе дошкольного образования проверки и переаттестации идут постоянно, а о том, что они проходят в вузах, что качество лекций, учебно-методического материала кто-то проверяет, я за шесть лет учёбы ни от кого не слышала...»
Затрагивает она и вопросы подготовки смены для нерадивых преподавателей: «Надо покончить и с практикой «оставления на кафедре» выпускников вуза в качестве аспирантов. Потому что они как преподаватели не могут обучать. Заставляют зубрить, не вдаваясь в смысл материала. Если бы они лет пять поработали по специальности, они бы что-то ещё смогли преподавать. Поэтому, может быть, необходимо установить срок работы минимум десять лет, а только после него разрешить поступать в аспирантуру на профильные специальности».
Вопрос о качестве образования и профессионализме людей, его дающих, достаточно сложен, на наш взгляд, решаться должен сначала через повышение зарплаты. И уж затем через комплексную систему оценки труда преподавателей вузов.
Что же касается введения десятилетнего моратория на право поступления в аспирантуру, то как человек, поступивший в неё как раз через десять лет после окончания вуза, скажу, что, с одной стороны, конечно, приобретаешь опыт и знание профессии, чёткое понимание того, что хочешь делать в науке. Но, с другой стороны, человек за десять послеучебных лет обзаводится работой, семьёй, проблемами, и найти время для науки среди всего этого чрезвычайно сложно. Даже если бы мораторий не нарушал конституционных прав граждан, то его введение привело бы к резкому оттоку молодых кадров из науки.

Читайте также
  • 28.12.2012 Николай ВОРОНИН: «Авторы реформ должны быть всем известны!» Завершается 2012 год. Пришла пора подведения итогов. Редакция «Северного края» предлагает читателям вспомнить самых ярких, самых
  • 18.12.2012 Виват «Академия»! Вот ещё одна смерть обрушилась на нашу культуру. Рядом с могилой великого Мстислава Ростроповича теперь будет надгробие Галины Вишневской, справедливо
  • 10.11.2012 Усвоены ли уроки рыночных реформ?Неправда, что газета живёт всего один день. Почта редакции из месяца в месяц подтверждает это. Перед нами письмо из глубинки – из деревни
  • 02.08.2012 Человек из дворца Это было давным-давно. Мой школьный товарищ по химическому кружку в ярославском Дворце пионеров, будущий дважды академик Российской и Украинской академий
  • 27.07.2012 Николай ВОРОНИН: «Авторы реформ должны быть всем известны!» Каждый пятый государственный вуз России в ближайшие три года должен прекратить своё существование. Так называемые неэффективные учебные заведения закроются
  • 14.01.2009 Нужны ли вузам такие реформы?Два основных направления вузовских «реформ» приобрели конкретные черты реализации на 2009 год. Прежде всего это введение в вузах двухуровневой
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают