Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Букварь - азбука, собрание букв, складов и нравоучительных статеек для первоначального детского обучения чтению. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Борис ЛУКИН, «Литературная газета» www.lg.ru
Мой сын в 1 - 2-х классах обучался по программе Р. Н. Бунеева, а сейчас, в третьем, у него учебники К. Л. Климанова «Родная речь», а дочка, как ни странно, будет учиться совсем по другим программам. Естественно, я спросил учителя: «Почему?» Ответ был больше похож на просьбу: «Мы и сами мечтаем, чтобы учебники и программы не менялись хотя бы лет 10. Устали переучиваться...» С чего начинается Родина Чему должны обучаться дети в начальной школе? Всего не перечислишь, но в том числе и умелому владению родной речью, любви к своим близким, привязанности к отчему дому и той стране, называемой двором детства, маленькой копии большой Родины - России. Вот так примерно. А что же мы видим? Учебник Л. А. Ефросининой открывает стихотворение «Привет» крестьянского поэта конца XIX века Спиридона Дрожжина, в котором воспевается сельский труд, есть в нём и такие строки: «Привет тебе, народ родимый, Герой труда неутомимый». Только жаль, что в дальнейшем в книге мы не встретим не только словосочетание «Герой труда», но и о самом труде как таковом тоже не будет больше ни слова. А вот бы рассказать, например, о том, как делается карандаш или стол... Есть же старое прекрасное стихотворение С. Я. Маршака «Откуда стол пришёл?», а кроме него и многие другие известные с детства тексты, по которым учились в прошлом. Вспомнились ещё и строки из стихотворения Г. Сапгира: «Невелики эти руки пока, просто руки ученика. Но сразу видно, что руки рабочие, руки к хорошему делу охочие...» Только охоту эту стимулировать в ребёнке надо. О своём понимании слова «родина» пишет Е. Серова. В её стихотворении построен «удивительный дом», видимо, единое государство на планете Земля, в котором только «небо и дороги»... и множество безликих соседей. Понятно, что поэтическая мысль автора так обыграла глобализационные общемировые тенденции, но вряд ли они будут понятны первокласснику, привыкшему возвращаться в свой дом, гулять во дворе или по улицам своего города. Не повезло и авторам текстов в этом учебнике. Так, навсегда могут остаться безымянными (в книге проставлены только инициалы) для учеников В. Сутеев, В. Белов, В. Бианки, А. Блок, Х. Андерсен, А. Пушкин, Н. Некрасов и С. Есенин. С именем только Шарль Перро. А ещё есть у Л. А. Ефросининой мастерски замаскированная реклама книг, иллюстрированных художником-оформителем данного издания. В конце почти каждого урока помещён раздел «Книжная полка», на которой представлены обложки проиллюстрированных им произведений. Зачем надо было делать новые картинки к сказкам Сутеева? Да ещё такие, на которых зайца легко спутать с чертёнком из пушкинской «Сказки о Попе и о работнике его Балде». Вы спросите, а где же тексты о семье? Всё-таки без мамы и папы человеком стать нелегко. Но таковых героев в книге нет! Ставим общий «неуд»... Подойдёт эта книга, по нашему мнению, только в качестве дополнительной литературы для любознательных учеников, читающих под контролем родителей. Книга для мальчиков-зайчиков Тему защиты природы совместил с задачами обучения грамоте в своём учебнике авторский коллектив Бунеевых. Получился игровой вариант «Азбуки», в которой зайчонок Пуся, превратившийся из стремления к знаниям в мальчика (почти по Дарвину), постигает нашу человеческую жизнь вместе со своими товарищами по классу. Поэтому все художественные тексты подобраны под «мальчика-зайчика» на природно-животном материале. С точки зрения приобщения к природе ставим «пять», хотя бы потому, что современный ребёнок на природе-то и не бывает совсем. Для него животные - это разновидность «домашней игрушки» или жители зоопарка. И всё же находка эта, пожалуй, больше подходит для курса «Окружающий мир», вот где можно было развернуться «мальчику-зайчику». А в учебнике литературы, на наш взгляд, он как-то не прижился. Это, видимо, поняли и сами авторы, потому что в учебниках для следующих классов зайчик отсутствует. Но продолжим разговор о предмете чтения, грамоте и, конечно, литературе. Чьи произведения представлены составителями для зайчишек и детишек? Обратимся к тексту. На последней странице «Азбуки» Бунеевых напечатано стихотворение К. Льдова «Господин учитель Жук», а под ним стоит дата написания - «1884». Если вы думаете, что оно хоть чуточку устарело, то ошибётесь. Стихи написаны тем удивительно чистым русским языком, который и сегодня понятен даже ребёнку: «Кто учиться хочет с толком, Пусть забудет в школе лень... «Л» - лисица, «М» - мартышка, «Н» - наука, «О» - олень». Это стихотворение, да ещё один отрывок К. Ушинского о России с датой его публикации - 1876 год - почти всё, что мы обнаруживаем в книге из текстов классических русских авторов. А где же Пушкин, господа? Хотя бы одной строчкой вспомнили... Впрочем, нет и М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова. Есть мысль, что это сознательно сделали авторы, чтобы с классиками первоклашки знакомились в более серьёзном объёме при вдумчивом, неспешном чтении дома. Но тогда они должны включить их в список для самостоятельного чтения. К сожалению, и там их нет. А очень полезно было бы почитать «зайчику» и просто детишкам про деда Мазая, например. Как логическое продолжение отсутствия хрестоматийных произведений - наличие текста «Трансформеры» Джима Саликрапа. Этот американец поведал первоклашкам «о самом важном», по мнению составителей, - о жизни и войнах роботов, которых «более ста - автоботов, десептиконов, диноботов... Они могут превращаться в оружие, машины, грузовики, самолёты. Они бывают ворчливые, скверные, злобные, а бывают храбрые, весёлые и умные. Четыре миллиона лет назад они пришли к нам с Кибертрона...» Думаю, этого отрывка достаточно, чтобы понять, насколько ценную информацию для себя получат первоклашки о «героических автоботах и зловредных десептиконах», продолжающих свою многовековую войну на Земле. А для особенно развитых учеников после вопроса «Хотите с ними познакомиться поближе?» называются имена американских авторов. Ещё есть пара анекдотов из жизни животных от Тони Мартуччи в переводе с итальянского, естественно, специально для малолеток. Правда, анекдоты с бородой, и я совсем не уверен, что автор их - именно названный итальянец. И это ещё не всё! Подбор иностранных писателей совсем не детский - Э. Хемингуэй, Э. По, Ж. Сименон - спасибо хоть Андерсена в эту компанию включили. Нет и рассказов об истории России, почти нет фольклорных материалов и былин. И всё же при всех недостатках авторы с некоторыми задачами справились. Есть стихи и проза о родителях, о семье, о дружбе и различных профессиях. Поэтому пособие вполне достойно оценки «удовлетворительно», но опять же как дополнительный материал и только на уроках «Окружающий мир». Хорошо забытое старое Лучшим следует признать учебник «Русская азбука» под редакцией В. Г. Горецкого. Его «Азбука» выпускалась более чем двухмиллионным тиражом ещё в 1988 году. Поэтому интересно сравнить советское издание с нынешним - российским. Тексты о вожде революции очень к месту заменили на другие статьи, например, «Букварь» Владимира Крупина, где можно прочесть: «Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следует себя вести: «Чада (то есть дети), послушайте (слушайтесь) своих родителей, это есть первая заповедь. Благо будет вам и долголетни будете на земле». Но зачем-то исключили страничку о Юрии Гагарине... Много места в старой «Азбуке» было отведено людям рабочих профессий (папы - плотники, трактористы, строители, а мамы - повара, педагоги, врачи). Почему бы не сохранить эти странички, чтобы ребёнок знал, что взрослые не просто ходят на работу, а имеют жизненно необходимую для страны профессию. Значительно больше в советском варианте рассказов о детских играх и созидательных занятиях (не пустых развлечениях) - и каток они заливают, и на почту письма несут, и в школу играют, даже цветы, которые дарит девочка ветерану, она вырастила сама... «Азбука» Горецкого по сравнению с рассматриваемыми выше книгами лучшая по всем показателям - нравственным, патриотическим, эстетическим, по качеству подбора текстового материала, полноте представленных произведений классиков. О хорошем всегда и говорить-то вроде нечего. Но одно ясно: на всю жизнь запомнят первоклашки, что живут они в России: познакомятся и с её богатой историей, восхитятся красотой родного языка, узнают о знаменитых соотечественниках. И всё это рассказано специально для малышей отличным русским языком. Скажем и мы - «хорошо». Надо заметить, в двух рассмотренных нами книгах основная масса текстов (или авторов) совпадает. Не секрет, что те же авторы были в курсах для начальных классов и в последние двадцать - тридцать лет. А что же изменилось? Меняется в основном методология. Авторский индивидуальный подход к подаче материала и системе обучения. Так и дерзайте на этом поприще, уважаемые авторы. Соберите наконец-то одну общую для всех хрестоматию, утвердите её лет на 10 - 15 и на конкурсной основе предлагайте свои разработки как приложения к художественному материалу. По плодам и сравним эффективность ваших методик. А главное - не забывайте, чему вы учите наших детей, какие моральные принципы прививаете.
Читайте также
19.12.2012Встретимся на Углече ПолеВ Художественном музее состоялась презентация журнала «Углече Поле». Полноценный толстый краеведческий журнал выглядит по-столичному, и трудно
08.11.2012МИР КНИГ"Северный край" представляет книги, изданные в Ярославле и Рыбинске.
02.11.2012Нужны литературные агенты?Зрит в корень журналист и поэт Юлиан Надеждин в своих заметках, опубликованных в «Северном крае» за 18 октября с. г. («Не продаётся вдохновение.
01.11.2012Траты на учебники увеличатРасходы бюджета Ярославской области на закупку учебников для школ увеличены на 47 миллионов рублей. Региональная прокуратура проверила исполнение требований
31.01.2009Есть на кого равняться Год 110-летия нашей газеты позади, но продолжение следует. Своеобразным послесловием к круглой дате стала книга «Становление либеральной печати Верхнего
01.08.2008Учебная тревогаВ Кремле столкнулись две идеологические концепции новейшей истории России. Жертвой столкновения могут стать российские школьники.