Сельское хозяйство тогда процветало, и девизом строительства стал лозунг: «Лучше, чем в городе!» Проект забабахан был такой, что действительно не во всяком городе встретишь – в предполагаемой школе двести десять человек могли получать среднее образование на уровне самых высоких стандартов. Дело оставалось за малым – воплотить все это великолепие в кирпиче и бетоне. Однако строился означенный объект в год по чайной ложке. Так, что к 1992 году фундамент уже лежал, а стены стояли. Тут и грянуло время перемен...
С момента замораживания строительства Березниковской школы и до того, как в областном и федеральном бюджетах нашлись деньги для его возобновления, прошло десять лет. На школе воздвигли крышу. И здание из памятника социалистическому долгострою превратилось в общественно-опасный объект. Новая крыша, естественно, норовила соскользнуть со старых, разъезжающихся в разные стороны стен. Те, в свою очередь, крайне неуютно чувст-вовали себя на фундаменте, который давно забыл о своем истинном предназначении. В любой момент все это великолепие могло просто развалиться. В общем, спецназу в такой обстановке тренироваться не разрешили бы.
Опять же по ходу строительства вскрывались все новые обстоятельства, ему препятствующие. К примеру, первоначально, оказывается, не были запроектированы очистные сооружения. А сколько сегодня нужно приложить усилий, чтобы внести изменения в уже утвержденный проект?
Тем не менее в строитель-стве новой Березниковской школы была своя здравая идея. Этот проект оказался подобен светлому облику коммунизма для советских людей – в том смысле, что стал отличной мотивацией для педагогического коллектива. Действительно, разве можно работать плохо, если для тебя вот-вот отгрохают школу не хуже, чем в городе? В результате сегодня Березниковская школа демон-стрирует замечательное содержание работы.
Сейчас школа учит помимо березниковских, школьников из еще восьми населенных пунктов Борисоглебского района. Здесь более ста детей, их возят сюда на двух специализированных автобусах. Уровень преподавания, равно как и широта взглядов на него, сделают честь многим городским школам: не зря Министер-ство образования вместе с институтом педагогических технологий ЯГПУ именно здесь обустроило экспериментальную площадку лаборатории сельской школы. Именно в Березниковской школе впервые в муниципальном округе введена предпрофильная подготовка учеников. Кстати, именно в 1986 году, когда в Березниках закладывался краеугольный камень в фундамент школы, нынешняя глава образования Борисоглебского района Екатерина Сергеевна Шипина начинала здесь свою педагогическую деятельность, – тоже показательно.
И дети, и учителя достойны того, чтобы пребывать в комфорте. А какое существование они влачат сегодня? Три корпуса, один из которых – мастерские – представляет собою деревянный барак. Ни актового зала, ни приличных классов, ни спортзала (сегодня приходится арендовать зал Дома культуры, что неудобно и неэффективно). Младшие классы вообще учатся в дет-ском саду, благо он не особенно перегружен.
Бюджету округа такая раздробленность влетает в копеечку: коммунальные платежи трех зданий в любом случае больше, чем одного. И все понимают, что бесконечно это продолжаться не может, поскольку реанимировать то, что когда-то планировалась как школа, нереально в принципе. Тут даже если разобрать все до фундамента... Так и фундамент-то на ладан дышит уж лет десять!
Что делать? В качестве альтернативы мечте сегодня предполагается осуществить проект пристройки к детскому саду. Здание будет обеспечивать полноценный образовательный процесс для ста десяти детей всех школьных возрастов. Земля под это строительство выделяется муниципальная, то есть особых проволочек с проектированием и началом строительства быть не должно. Как, собственно, и с его завершением: сумели же построить современную школу в Андреевском всего за пару лет.
Помимо того, что в таком варианте ученики и педколлектив получают столь необходимый актовый зал и находящиеся под рукой мастерские, в этом проекте есть еще и немало экономической выгоды. Дело в том, что в Березниках пущена в ход новая газовая котельная, которая обогревает в том числе и детский сад. Школа, включенная в ту же систему отопления, немало сэкономит на коммунальных услугах. Да и само строительство, по словам Богдана Романовича Демьянчука – заместителя начальника строительного департамента администрации области, обойдется на 40 млн. рублей дешевле, чем если бы сегодня пришлось достраивать тот самый злополучный долгострой.
А что же с тем зданием, которое стало потенциально опасным объектом? Один из путей его утилизации – передача в муниципальную соб-ственность (сегодня долгострой – на балансе местного сельхозпредприятия) и аккуратный демонтаж. За имеющиеся строительные кон-струкции сегодня можно получить некоторые деньги, нелишние в бюджете округа.
А вообще сегодня в Борисоглебе (а пуще того – в Березниках) сильнее всего боятся не того, что недостроенное здание вдруг рухнет, не выдержав февральских метелей и снегов... И не того, что новая школа, выполненная в виде пристройки, будет возводиться столь же долго... А того, что многочисленные комиссии, коих тут за последний год перебывало немерено, вместо решения проблемы по существу примутся искать виноватых.