Гораздо тяжелее тем, кто от природы привык говорить и думать на «великом и могучем», но сэра Вильямса тоже желают читать в подлиннике. Не в смысле учёбы тяжелее, а в части проникновения в тоже отчасти непостижимую английскую душу. Филолог-то, он ведь существо, как правило, мало спортивное. Это математик может на скорости в тридцать километров в час испытать озарение в части логарифмирования (или дифференцирования?) некой функции. Это ботанику (вопреки заурядным представлениям) сорок вёрст ради редкого цветочка – не крюк. А филолог силён прежде всего филейной частью организма, ибо впереди всех добродетелей идёт у него усидчивость. И естественно, что в Англии (случись ему там появиться) его в этой части не поймут – пусть даже покорились ему в своё время самые заковыристые дифтонги. Джентльмен может себе позволить быть субтильным, как Шерлок Холмс, но при этом должен уметь согнуть-разогнуть стальную кочергу.
Разрешить такое противоречие взялись в ярославской школе № 37 с английским уклоном. Взялись крепко, но в своей традиции, в чём-то похожей на английскую, а в чём-то уникальной. Англичане британские ставку делают на спорт, а вот ярославские – на физкультуру. И если где-то этот предмет проходит по периферии общественного сознания, то в тридцать седьмой школе стоит буквально во главе угла. Хотя бы потому, что здесь уроков физкультуры не два, а три – правда, только у учеников с пятого по седьмой класс. Так ведь тот самый возраст, когда энергию человека просто-таки необходимо пустить на добрые дела. Спортзалов – два, причём один – типовой, для спортивных игр и уроков, а под второй (тренажёрный) переоборудован один из классов. А что ещё актуальнее – вся близлежащая территория полностью освоена в смысле спортивном. От Волжской набережной, где старшие школьники зимой умудряются прорезать такую лыжню, что она не пересекается ни с транспортными потоками, ни даже с пешеходными тропинками, до стадиона «Юный спартаковец», где ежегодно проходят школьные олимпийские игры – больше напоминающие, конечно, античные спортивные форумы.
Принцип всей этой работы тоже воистину олимпийский: «Важна не победа, важно участие». Акцент приходится строго на вторую часть этой фразы. Что особенно примечательно, потому что преподает физкультуру в школе № 37 мастер спорта по лыжным гонкам Надежда Игоревна Пепина. Как правило, спортсмен высокого класса легко становится тренером, но практически никогда – физкультурником. Многие не понимают отличия, а оно между тем принципиально. Тренер ориентирован на лучшего – и лепит из него рекордсмена. Физкультурник – на заурядного ученика, которого он своими силами (и силами окружающих) поднимает на уровень лучшего. Вторая задача не проще первой хотя бы потому, что подножие пирамиды всегда во много раз большей площади, нежели её вершина. Отсюда и некоторые принципы Надежды Игоревны, которыми она не может поступиться. К примеру, сколь бы ни был высок филологический статус школы, в ней обязательно заведётся один-два спортсмена. А то и десять. Или пятьдесят. Казалось бы, раскручивай их на полную катушку, выдавай школе имидж, что называется, на-гора. Многие преподаватели физкультуры так и делают. И не особенно заморачиваются тем, что их блистательные футболисты с трудом могут передвигаться на лыжах, а гимнастки, того и гляди, утонут в бассейне.
В тридцать седьмой школе не так. Каким бы великим спортсменом ни был здешний учащийся, на физкультуру он ходит всегда. Единственное исключение – для тех, кто в силу специфики вида спорта вынужден ездить на сборы. Таким людям идут, естественно, навстречу, но пропущенные уроки приходится отрабатывать – филология не подразумевает простоев.
С другой стороны, физкультура здесь – не тяжёлая повинность. «Физкультура становится нелюбимым предметом, когда школа пытается сочетать несочетаемое, – поясняет Надежда Александровна, – то есть пытается всех детей ставить в одинаковые условия и стричь под одну гребёнку. Но нужно же понимать, что высокий ребёнок от природы не способен уложиться во все без исключения гимнастические нормативы, а грузный от природы вряд ли способен бежать кроссы наравне со своими более лёгкими сверстниками.
Поэтому главным критерием для нас становятся посещаемость и активность детей на уроке. Зато на этих рубежах мы стоим твёрдо». Ещё бы нетвёрдо: по словам некоторых родителей, случались моменты, когда ценой медали (не спортивной награды, а той, что вручается вместе с аттестатом) становилось посещение уроков физкультуры. Наверное, были в истории школы ученики и их родители, оставшиеся недовольными таким подходом.
Но «в сухом остатке» несравнимо больше осталось тех, кого подобный подход к физкультуре сплотил и кому привил истинно английский «командный дух». А это дело важное, особенно для того, кто штурмует европейские языки не только ради перевода, но и для постижения сути народа – носителя этого языка. Не зря же в Великобритании, при всём изобилии их спортивных увлечений, вершиной спортивной жизни является ежегодная гребная регата.
Есть и ещё один нюанс: здешние ученики не зациклены на «победах любой ценой». Есть у меня знакомый, который за время, проведённое в школе, сумел позаниматься аж в трёх ДЮСШ. При этом везде был на хорошем счету и умудрялся отстаивать честь школы практически во всех турнирах, где её команда принимала участие. Ещё более показательный пример: одиннадцатый класс. Люди взрослые – и занятые настолько, что в свой единственный выходной уж всяко найдут себе дело по душе. Но при всём при этом восемнадцать из двадцати трёх выпускников приняли участие в «Кроссе наций». Обратите внимание: добровольно и без дополнительной мотивации, которая сопутствует, к примеру, спортсменам из ДЮСШ, заканчивающим обычную среднюю школу. Ну а уж в «Лыжне России» 40 человек от тридцать седьмой школы – это просто минимум. При таком-то тренере…
Ещё один показательный нюанс – отношение родителей к упомянутой работе. Естественно, что само по себе оно сугубо положительное – какой же папа или какая же мама согласятся с тем, чтобы их чадо всю свою молодость провело, исключительно уткнувшись в учебники и экраны? Заслуга коллектива школы в том, что эту самую абстрактно-активную жизненную позицию здесь сумели перевести в режим постоянного сотрудничества с родительским корпусом. Особенно это заметно в деле туристического воспитания. Ещё лет семь назад в части туризма школа заметно не выделялась из общего ряда (хотя он культивируется здесь с момента создания школы). Но за счёт многочисленных отцов семейств, часть из которых предоставила свои возможности, а другая часть – умения, школьники старших классов несколько лет подряд проводят собственные туристические слёты. И это уже свой путь в деле оздоровления и сплочения школьного коллектива – в Англии такое не культивируется. И то: что нам Англия, где последний кусочек земли давно распахан под пастбища, освоен под гольф или на худой конец под регби. У российских – собственная гордость! Наш человек с молодых лет способен поставить палатку, разжечь костёр, найти север и юг, чтобы пешком выйти из любой чащобы.
В этом смысле выпускник тридцать седьмой школы не только не стушуется перед гордыми сынами туманного Альбиона, но и даст им некоторую фору. Как истинный джентльмен…