Впрочем, здесь он читал лекции почти всё время, пока работал в ярославском обкоме партии (с 1989 по 1991 год), а затем в администрации нашей области (вплоть до начала 2008 года), где в должностях заместителя губернатора и вице-губернатора курировал, в числе прочего, именно сферу образования и науки.
На встрече, как можно было ожидать, не было задано вопросов о губернии, о её кадровых или экономических проблемах, даже о приближающемся 1000-летии Ярославля. Студентов интересовала проблема «слияния вузов», которая в коллективе университета то упоминается как решённая, то обрастает слухами разной степени вероятности.
– Эта идея возникла когда-то именно в нашей области, – готово откликнулся на вопрос Николай Павлович. В начале 90-х годов президент Борис Ельцин и губернатор Анатолий Лисицын договорились: создадим... Была возможность учредить здесь первый федеральный университет по указу первого российского президента. Это могло стать залогом своего рода «непотопляемости», в том числе и экономической, такого вуза. Но идея, как говорили в прежние времена, не овладела массами. Для меня, кстати, это не было неожиданным. Время эмоционального порыва ушло, а то, что делается в этом направлении сейчас, недостаточно обосновано и подготовлено. Удивляют и вызывают несогласие мотивы. Так, министр А. Н. Фурсенко жёстко критикует систему высшего образования; но недостатки надо не критиковать, а исправлять.
Необоснованные разговоры могут привести к оттоку специалистов из вузов, да и из России в целом. Идея же создания федеральных вузов всё же начала воплощаться, создалась даже очередь (уже открыты такие университеты в Сибири и на юге России). Была и у нас предпринята вторая попытка. Если в первый раз планировали объединить педагогический и классический университеты, то недавно попробовали разработать концепцию объединения классического и технического университетов.
Я, работая в администрации области и курируя систему образования, сказал тогда: речь идёт не о сокращении, а об изменении системы преподавания. Федеральные чиновники вслух говорят не столько о сокращении вузов, сколько об изменении их статуса, о переводе большинства на местное финансирование. Но если просто соединить структурные подразделения и пересадить людей – это путь «в никуда». Тем более, что при местном финансировании возможности в любом случае меньше, чем при федеральном.
Итак: объединение, с моей точки зрения, не самоцель. Оно должно дать новое качество. А это опять – большие финансовые затраты. Образование – такая сфера, которая требует особенно вдумчивого, научно обоснованного подхода ко всем изменениям.
– А дальше были вопросы про бакалавров и магистров, про то, подходит ли эта система для всех специальностей.
– Ответ на вопрос дан решениями, принятыми на правительственном уровне, и в этом есть элемент неизбежности. Сама же система имеет свои плюсы; она достаточно подвижна, может учитывать интересы отдельного человека (если человек понимает, что для него достаточно и необходимо). Это – если речь идёт о бакалаврах. А если о магистрах – то цель их подготовки в том, чтобы поднять планку работы высшей школы, стимулировать аналитическую, научно-исследовательскую работу. Вопрос только, все ли к этому готовы, все ли способны.
В целом к идее многоуровневого образования отношусь положительно, потому поддерживал опыт вашего факультета, где такая работа идёт уже несколько лет, а первые магистры уже стали кандидатами наук. Но я считаю неверным то, что едва начавшийся эксперимент, как это было и со школьным ЕГЭ, не получив значительного развития и анализа, вводится в систему, да ещё в масштабах всей страны.
Коллизию, причём достаточно сложную, вижу в том, что важную роль отдельной личности учитывают далеко не всегда; нет страховки от ошибок, от того, что что-то может быть недоделано или недодумано.
Вторая грань этой же коллизии – бездумная и восторженная трансляция на российскую почву зарубежного опыта, с которым кто-то когда-то бегло познакомился. К сожалению, у нас не прислушиваются к авторитетнейшим людям, предостерегающим от однозначного вхождения в такой опыт. Буквально крик раздался в публикации под редакцией ректора МГУ В. А. Садовничего – «Образование, которое мы можем потерять». Протестовал историк и краевед С. О. Шмидт (то есть, в противниках формального подхода – и математик, и гуманитарий).
Протест исходил и от Нобелевских лауреатов. Но этих людей не слышат. Крупнейшие мыслители пишут о значении интеллекта и мотива к учению. Даже если они в чём-то ошибаются, их нужно слушать.
Перенимая зарубежный опыт в образовании, нужно помнить: когда-то американский президент Кеннеди сетовал на то, что его страна проиграла России великую битву в школьных классах. И там стали искать способы битву выиграть. Применяя систему рейтинга, систему набора баллов, как в американских колледжах, мы, в свою очередь можем оказаться в «магазине расхожих товаров», как назвали в своё время эту систему её «пользователи». В России всегда была сильна не инструментальная, а фундаментальная подготовка. И не надо говорить, что у нас менталитет «не тот». Менталитет у нас «тот», просто любые новинки надо применять системно и последовательно.
Студенты на этой встрече были прагматичны. С похвальной въедливостью допытывались о деталях подготовки бакалавров и магистров, отличиях бакалавров от выпускников техникумов, о возможных опасениях работодателей и о конкуренции. Интересовали и проблемы бюджетных и платных мест, прав «платников» на студенческие льготы. Практически не было вопросов «о жизни». Разве что один, в котором прозвучало вполне современное, хотя когда-то едва ли не подвергавшееся презрению слово «карьера».
– Дать рекомендации, и вы сделаете карьеру? Невозможно. Но думаю, по опыту, что залог жизненного движения, которое принято соотносить с понятием карьеры, имеет простые составляющие. Уверенность в себе, несмотря на присущие любому человеку комплексы. Умение ценить то лучшее, что вложили в вас родные. Сегодня очень опасна тенденция завышенной оценки себя так называемой «золотой молодёжью», если оценка эта не основана на реальных талантах и успехах. Важны те навыки общения, которые вы приобретаете в вузе.
И – уважение. К себе. К окружающим (иначе вы блокируете ту цель, к которой стремитесь). Вы спросили о моём карьерном опыте... Мне везло на людей везде, где я работал – в институте это был ректор, который передал мне бразды правления, В. Д. Шадриков; везло на людей в период работы в обкоме и в администрации области. Благодаря этому я не жалею ни б одном периоде своей жизни.
Модели счастья нет, вернее, у каждого она своя, в каждом возрасте она своя. Кстати, успех в карьере вовсе не означает счастье, как и обретение материального благополучия. Но если всё же говорить о карьере-успехе-счастье как своего рода целостности, то условие их достижения – наш интеллект и наши чувства. И пусть у вас будет побольше хороших друзей; уверяю вас, студенческое, а затем профессиональное «братство» помогает в жизни. Вот создайте и закрепите такое сообщество – «Союз выпускников»...
По ходу встречи говорилось много про жизнь университета и нового института (есть ли какие-то перспективы у высшего образования?).
– Все перспективы и все гарантии – прежде всего в вас самих и в ваших педагогах, которые могут дать вам очень много. Есть притча о путнике, спросившем местного жителя, встреченного в пустыне: сколько идти до города. Житель сначала ответил «не знаю». А потом крикнул вслед путнику – «три дня». И на вопрос «почему же ты мне сразу не сказал» разумно ответил: «я же не знал, как ты пойдёшь». Как вы сами «пойдёте», так и построится ваша перспектива.
А ещё ваша личная перспектива, связанная не только с сегодняшней учёбой, но и с дальнейшей жизнью, – это критическое отношение к любой ситуации (от пития пива прямо на улице до выборов). В нашем университете на протяжении всех ста лет его работы жива традиция: воспитывать людей думающих, знающих, что только при сравнении фактов возможна ясность.
Взрослый человек, опытный руководитель вёл разговор с впервые увидевшими его в новом качестве на своей, обновляемой ремонтом, территории студентами точно в таком же тоне, темпе, регистре, в каком мог вести заседание комиссии по губернаторским премиям, процедуру вручения грантов, открывать совещание высокого ранга. Спокойно. Без заигрывания. Без снисхождения к юному возрасту и неразумию. Разбегаться, несмотря на прозвеневший в знак окончания «пары» звонок, студенты не торопились. Выглядели людьми думающими.