ДРУГ МОЙ – ВРАГ МОЙ
История порабощения пятнадцатилетнего Ивана Горячева паутиной Интернета началась, когда родители согласились на день рождения в качестве подарка подключить его компьютер к Интернету. Сбылась давнишняя мечта девятиклассника. Приходя домой после школы, он первым делом включал компьютер и выходил в Интернет... Перед монитором просиживал часами и ночами напролёт. В сети Ваня общался, слушал музыку, смотрел фильмы, читал популярные журналы. Компьютер стал для него всем. Даже есть и говорить с приходившими в гости друзьями он предпочитал, не вставая из-за стола.
Очень скоро ночные бдения сказались на успеваемости в школе. По математике и физике, которые раньше не вызывали у Ивана затруднений, появились тройки и двойки.
– На уроках я сидел, как сонная муха, а если была возможность – засыпал, – говорит Ваня. – О чём говорили учителя, я тоже не слушал. Всё думал, как бы поскорее оказаться дома.
Когда родители забили тревогу, молодой человек уже не мог представить себе нового дня без компьютера. Мать буквально загоняла парнишку спать.
Родители выбрали крайнюю меру, отобрав у чада всю технику, начиная с плеера и заканчивая ноутбуком и отправились все вместе в деревню. Месяц Иван жил под строгим надзором отца и матери, ещё один провёл уже в другой деревне с бабушкой.
Жизнь вдали от цивилизации и общение с родителями помогли молодому человеку измениться. Сейчас он научился дозировать выходы в Интернет.
– Иногда меня всё ещё тянет снова с головой окунуться в виртуальный мир, – говорит Ваня. – Приходится брать себя в руки.
УГРОЗЫ ВИРТУАЛЬНОГО МИРА
Пока большинство родителей считают, что их дети используют сеть для выполнения домашних заданий, пополнения багажа знаний или невинных посиделок в чатах по интересам, сами ребята относят образовательный аспект Интернета в самый конец списка его неисчерпаемых преимуществ. На первое место у них выходят возможности
скачать или послушать музыку или посмотреть фильмы, воспользоваться электронной почтой, развлечься, пообщаться и завести новых знакомых.
Но даже эти безобидные занятия могут повлечь за собой вполне ощутимые негативные последствия. Ребёнок, вышедший во всемирную паутину, сталкивается с массой материалов, среди которых насилие, порно-графия, страницы, подстрекающие к суициду, убийству, анорексии, разжиганию межрасовой ненависти. Всё это доступно без ограничений. К тому же желания юных пользователей мало учитываются. Например, во время просмотра безобидного форума, на котором дети обсуждают любимые фильмы или делятся впечатлениями о летнем отдыхе, может появиться всплывающее окно с фривольным содержанием.
– Как-то я искала материл для доклада на урок биологии, – рассказывает девятиклассница Ксения Маслина. – Так вот постоянно появлялись всплывающие окна с пошлыми картинками. Хорошо, мама не заходила в комнату... Как бы я ей всё это объяснила?
В Сети дети попадаются на удочку мошенников, вкладывают родительские деньги в различные аферы, вступают в переписку с незнакомыми взрослыми людьми, у них появляется зависимость от виртуального пространства. Всё это приводит к ситуации, когда мамы и папы начинают бояться влияния Интернета на ребят ничуть не меньше, чем маньяков или «плохой компании».
По данным статистики фонда «Общественное мнение», девять процентов детей, посещающих электронные ресурсы, становятся объектом домогательств со стороны взрослых. Каждый пятый ребёнок в возрасте от десяти до семнадцати лет получает предложения сексуального характера. Каждому четвёртому ребёнку, вступившему в чатах в переписку со взрослыми пользователями, были показаны порнографические картинки и фотографии.
«РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ... МАНЬЯК»
– Помимо удовлетворения потребности в информации, познании и общении, глобальная сеть привнесла в нашу жизнь и массу отрицательных моментов, – рассказала преподаватель кафедры педагогики и психологии ЯрГУ имени Демидова Татьяна Винцова. – Знаю, что ярослав-ские психотерапевты уже столкнулись с таким явлением, как компьютерная зависимость.
Перекос и уход от реального мира происходит у тех детей и подростков, которые неполноценны в других сферах жизни, у тех, кто изначально имел определённые предпосылки. Например, замкнут или аутичен. Как объяснила Татьяна Борисовна, для таких ребят само по себе виртуальное знакомство не так уж и плохо и даёт возможность преодолеть себя и реализоваться.
Однако психологи предупреждают, что оно не способно помочь преодолеть страх перед разговором с реальным человеком. Есть у общения в глобальной сети и другие подводные камни. Например, у ребят слишком велик соблазн предстать перед собеседниками другим человеком. Анонимность раскрепощает. Увлекательная иллюзия жизни без сложностей, недостатков и проблем, неизбежных в реальности, будет самым безобидным последствием. В противном случае такая игра может однажды закончиться приветствием «разрешите представиться, маньяк». К сожалению, в Сети дети доверяют совершенно чужим людям.
И если кто-то из окружения подростка скажет, что заходить, например, на экстремистский сайт круто и то, что там пишут, правильно и надо делать так, то молодой человек как минимум прислушается к высказыванию «друга» и как максимум последует за пропагандируемыми идеями и станет их последователем.
– Бороться с таким воздействием можно. Для наибольшего эффекта нужно влиять не только на отдельного взятого подростка, но на всю группу в целом, – рассказала Татьяна Венцова. – Здесь главное взрослому не переборщить. Он должен постараться убедить своё чадо и его друзей достаточно весомыми для ребят аргументами, рассказать, какими последствиями чревато для всех новое увлечение. При этом важно не ущемить в правах подростка и заранее предупредить, что решение останется за ним.
Подобное решение проблемы идеально, но возможно, когда между родителями и детьми хорошие отношения, а мнение отца и матери для сына или дочери авторитетно. В противном случае придётся искать другие пути решения ситуации, обращаться за советами к специалистам. И уже совместно искать подход к детям.
Общество оказалось не готовым к социально-психологиче-ским последствиям, которые принёс с собой Интернет. Взрослые не знают, как бороться с негативной стороной сети, дети – не в силах противостоять этому.
– На мой взгляд, сейчас нужно вводить специальные образовательные программы, учить ребят критически относиться к потоку информации и самостоятельно отсекать негатив, – считает Татьяна Борисовна. – Внести свой вклад должны и родители, которым, безусловно, нужно контролировать, что делает их ребёнок в Интернете.
ШПИОНИТЬ – НЕ ПРИНЯТО, ЗАПРЕТЫ – НЕ ДЕЙСТВУЮТ
Постепенно растут попытки со стороны государства регулировать содержимое программ, доступных для просмотра в Интернете подростками и детьми. В 2007 году на заседании совета при Министерстве образования при формировании каталога ресурсов, рекомендованных к использованию в учебном процессе, были обнаружены «дет-ские страницы» на сайтах экстремистов, сектантов, анархистов и целого ряда других антиобщественных и просто социально опасных организаций.
Вопрос о том, нужно ли учитывать негативные стороны Интернета и принимать меры по защите ребёнка в новом и достаточно агрессивном для него информационном пространстве, назрел. Однако пока законодательно не принято таких мер, забота о виртуальной безопасности детей ложится на плечи их родителей.
И здесь на первый план выходят вопросы контроля время-провождения сына или дочери в виртуальном пространстве. Пытливый ум юного пользователя рано или поздно, осознанно или нет, набредёт на «ягодные» места Всемирной паутины. Специально для решения этой проблемы компании, занимающиеся программным обеспечением, начали создавать приложения. Но пока такие программы в России не получили широкого распространения.
– Они способны в автономном режиме отслеживать и не только контролировать время работы, частоту и длительность перерывов, но и запрещать подключение к некоторым приложениям, – рассказал программист Илья Ерёмов.
По словам Ильи, современные дети – достаточно продвинутые пользователи. Среди них есть и те, кто в состоянии при желании обмануть или обойти защитную программку. К тому же есть вероятность, что обнаружение её попросту подорвёт доверие к родителям.
Педагоги, а вслед за ними и психологи советуют родителям договариваться со своими детьми. Например, разработать свод правил, которые будут удобны обеим сторонам или обговорить ситуацию и попытаться в ней разобраться. Поскольку подростки как никто нуждаются в помощи.
– В общении придётся быть предельно уважительным и деликатным, – рассказала психолог Наталья Яровая. – Например, сказать: «Ты можешь смотреть эти страницы в Интернете. Но мне не хотелось бы, чтобы ты это делал». Важно донести до подростка вашу позицию и объяснить, что вы не навязываете своё мнение, а беспокоитесь о сыне или дочери.
Стоит научиться самим играть по правилам Интернета и научить этому детей. Объяснить им, какие опасности могут поджидать на просторах всемирной паутины и как можно себя обезопасить. Народная мудрость гласит: «кто предупреждён, тот вооружён». Чтобы дети не были беззащитны перед потоком негативной информации и умели за себя постоять.