Выступивший с приветственным словом губернатор области Сергей Вахруков так увлёкся, что едва уложился с докладом в академический час. Однако собравшиеся на совещании педагоги и руководители учебных заведений на часы в ожидании «перемены» не смотрели – уж очень о наболевшем говорил Сергей Алексеевич.
За пролившимся из губернаторских уст бальзамом: «Вы – люди, в руках которых находится будущее Ярославской области и России в целом», последовали мало утешительные факты. Такие, например, как нехватка 20 тысяч мест в учреждениях дошкольного образования и катастрофический недостаток, в связи с нищенской заработной платой, квалифицированных педагогических кадров. Однако, как отметил губернатор, положительные подвижки в этом секторе образования всё-таки есть: в течение 2008 года открыто 111 новых групп с количеством детей более 1800 человек. В лоно дошкольного образования вернули шесть ранее необоснованно перепрофилированных зданий, начато строительство и реконструкция ещё шести новых зданий детских садов.
Самая положительная информация в сегменте школьного образования коснулась школяров начальных классов: теперь все учащиеся 1-4 классов будут обеспечиваться обязательным бесплатным школьным питанием. Это очень дорого, признался Сергей Вахруков, но результат должен оправдать вложенные средства – «в ближайшее время мы должны получить качественно другой уровень здоровья ярославских школьников». Что, в свою очередь, сработает на сверхзадачу – появление поколения грамотной, здоровой, культурной, патриотически-воспитанной молодёжи. То есть «за каждую скормленную калорию» детворе придётся ответить отличной учёбой.
Надо признать, что школьное образование, в отличие от остальных образовательных сфер, подверглось наименьшей критике со стороны губернатора. Тут, действительно, есть чем гордиться. И тем, что по результатам единого государственного экзамена Ярославская область находится в числе лучших по России, и тем, что 148 учителей удостоены персональных премий в размере ста тысяч рублей каждая за внедрение инновационных образовательных программ.
А вот профессиональному образованию Ярославской области, несмотря на выпуск в прошлом учебном году 5259 специалистов 64-х профессий, пока похвастаться нечем. Недостаток квалифицированных кадров на всех уровнях, по словам Сергея Вахрукова, катастрофический. Единственный выход из создавшегося положения губернатор видит в привлечении различных бизнес- структур в систему профобразования. Не случайно, отметил он, один из главных вопросов, который подняли для обсуждения представители фирмы «Комацу СНГ», начавшие строительство на территории области первого российского завода по сборке экскаваторов и вилочных погрузчиков, – а кто будет на нём работать? И фирма уже сейчас, на этапе строительства завода, готова вкладывать деньги в образование и подготовку высококвалифицированных кадров для своего предприятия. Этот пример – другим наука.
Кстати, привлекать бизнес и прочие структуры рекомендуется и в сферу школьного образования: как отработанный положительный момент в данной области губернатор отметил частичное финансовое участие родителей учеников в поддержании материально-технической базы школы. Но это, на мой взгляд, очень тонкий и щепетильный момент: как бы эти «поборы на заборы» не превратили теоретически бесплатное среднее образование в фактически платное.
Главная новость, которая, возможно, произойдёт в сфере высшего образования в Ярославской области – это гипотетический шанс создания на базе уже имеющихся ярославских вузов федерального университета. Вопрос пока обсуждается. Однако, как подчеркнул губернатор, федеральный университет – это не только престиж области и новая идеология в развитии высшего образования, но и «возможность реализовывать инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в международное образовательное пространство». Словом, и возможности иные, и деньги, спущенные на это дело сверху, тоже.
И, наконец, собственно о грядущих переменах. Переход к управлению по результатам, как подчеркнула директор департамента образования Татьяна Степанова, это «не дань моде и не очередная компанейщина… От процентомании надо уходить». На практике это должно выглядеть, кажется, так. (Слово «кажется» употреблено здесь не случайно, потому что если сама глава департамента упоминает вскользь о «сложной, не совсем понятной пока стратегии», то о чём конкретно тут можно пока говорить?). Суть сводится к получению запланированных позитивных изменений обучающихся, которые происходят благодаря специально организованному образовательному процессу.
– Если раньше для многих педагогов было главным «пройти всю программу», то теперь акцент иной – как эту программу усвоили ученики, – объяснила Татьяна Степанова.
Качественный уровень знаний будет определяться тестированием, результатами ЕГЭ, количеством выпускников профтехучилищ, подготовленных с повышенными разрядами, трудоустройством выпускников в первый год после окончания учебного заведения и прочее. Обо всём вышесказанном руководитель учебного заведения должен будет составить ДРОНД для учредителя (новая аббревиатура означает доклад о результатах и основных направлениях деятельности). В перспективе планируется напрямую увязать зарплату руководителя учебного заведения с результатами, продемонстрированными учениками данного заведения, то есть, чем лучшие показатели демонстрируют учащиеся, тем выше заработная плата педагогов и администрации. Словом, всем есть к чему стремиться.
Настораживает во всех этих нововведениях одно: ещё не до конца проработано, не всё продумано, но уже внедряется. Напоминает излюбленный принцип одного из мушкетёров, описанных Дюма: если помните, то весельчак Портос всегда предпочитал сначала ввязаться в драку, а потом посмотреть, что из этого выйдет.