Борьба российских либералов-западников и государственников-почвенников вышла на новый этап – учебный. В августе состоится презентация уже второго одобренного властью пособия по новейшей истории России. Книга пока рассчитана на преподавание в вузах. Но, как заверил автор издания, замдиректора Института общественного проектирования и исполнительный директор политического клуба «4 ноября», куда входят видные «единороссы», Григорий Герасимов, далее на основе его работы запланирован выпуск пособия для школы.
И все бы ничего, но концепция Герасимова вступает в прямое противоречие с уже одобренным профильными ведомствами другим учебником. Его основным автором является Александр Филиппов, а некоторые пассажи пособия взяты непосредственно из программных статей первого замглавы администрации Владислава Суркова.
Похоже, в Кремле появились две очень разные идейно-исторические «базы». О накале страстей говорит хотя бы то, что «либеральный» учебник Герасимова, по некоторым сведениям, расценивается апологетами «суверенной демократии» чуть ли не как идеологическая диверсия.
Идейный разлом произошёл по поводу оценки советского периода отечественной истории. В интервью «Итогам» Григорий Герасимов обосновал свою концепцию преподавания новейшей истории так: «Смысл российской истории всего двадцатого и начала XXI веков заключается в поиске и обретении нашей страной свободы, и именно недостаток свободы привёл к распаду СССР». В контексте заявлений Дмитрия Медведева о том, что «свобода лучше, чем несвобода» и что демократия может обходиться без определения «суверенная», к изданию, похоже, готовится политически актуальное учебное пособие.
Однако во власти немало и тех, кто исповедует другой взгляд на исторический процесс. Историю советского периода в уже одобренном Министерством образования и науки учебнике под редакцией Данилова, Уткина и Филиппова предлагается трактовать совсем иначе. По мнению одного из авторов этого пособия, история СССР – «органичное продолжение всей предыдущей истории России... база, основа, на которой создаётся её нынешняя история и та история, которая будет продолжаться дальше». Более того, авторы «Истории России, 1945 – 2007 гг.» на встречах с учителями предлагали забыть «ненаучную концепцию тоталитаризма», которая сегодня «используется в идеологической войне с Россией».
Какой подход к преподаванию истории – либеральный либо консервативный – возобладает, сказать сложно. Пока административный ресурс на стороне авторов уже написанного пособия, исповедующего «державный» подход к трактовке исторических событий.
Дело в том, что власти лишь недавно обратили внимание на проблему обилия различных точек зрения в преподавании истории. «Глас народа» требовал единого, одобренного свыше, «краткого курса». В беседе с обозревателем «Итогов» сотрудник Российской академии наук, пожелавший остаться неназванным, заметил, что требование покончить с «произвольными толкованиями» исходило с конца 1990-х годов не столько от Кремля, сколько от самих учителей. Только потом Владимир Путин на совещании с преподавателями высказал недовольство качеством существующих учебных пособий. В общем, учителя требовали «священного писания», где бы чётко и ясно излагались события, а не витиеватые соображения авторов, желавших представить на суд учеников различные точки зрения научного сообщества. В итоге и появилась на свет версия новейшей истории, основным автором и редактором которой стал Александр Филиппов. Преподавание в школах по этому пособию начнётся с января 2009 года. При этом в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования уверены, что новый курс истории «вносит вклад в формирование национально-государственной идеологии».
Однако как раз в идеологии и заключается проблема. Дело в том, что российское законодательство строго-настрого запрещает установление в качестве обязательной некой системы идейных воззрений. В том числе и в сфере образования. Потому тут же после появления филипповского учебника возник вопрос: станет ли консервативная трактовка новейшей истории навязываться для преподавания в школах?
Замминистра образования и науки Исаак Калина по сути не исключил административную поддержку учебнику под редакцией Данилова, Уткина и Филиппова, но заявил при этом, что она не окажет влияния на его популярность у преподавателей и учеников. Как они решат, так и будет.
Это верно: согласно закону «Об образовании», в компетенции образовательного учреждения находится «выбор учебников из утверждённых федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе». Судя по списку, утверждённому Министерством образования и науки, у филипповского пособия по истории России имеется аж десять конкурентов. Как же оно может быть безальтернативным?
Оказывается, элементарно. Каждый учебник имеет специальный гриф, определяющий, для какого вида образования он предназначен – базового или профильного. Последнее ещё находится на стадии эксперимента и затрагивает считаное количество школ с углублённым изучением технических или гуманитарных предметов в старших классах. Как правило, максимальный тираж для подобных учебников – пять тысяч экземпляров. Для профильной школы Минобрнауки выбрало три пособия по отечественной истории. В том числе, например, и книгу Владимира Шестакова, разделяющего, как и Григорий Герасимов, концепцию, согласно которой в СССР все же существовал тоталитарный строй.
Учёный секретарь Института российской истории Российской академии наук Шестаков не понимает, почему его книга оказалась малотиражной, а пособие Данилова, Уткина и Филиппова – наоборот. «Ведь в администрации президента на совещаниях авторов учебных пособий заверяли, что выбор у школ будет, как и прежде», – говорит Владимир Шестаков.
Кроме малотиражных профильных учебников у «суверенного» варианта новейшей российской истории остаётся ещё семь соперников. Но это только формально. У конкурентов есть один существенный недостаток – отсутствует глава про суверенную демократию. Между тем, как утверждают преподаватели, на экзаменах вопросы на эту животрепещущую тему, скорее всего, будут в обязательном порядке.
Ну а если «правильный» учебник в некоторых школах все же не будут использовать? Что тогда? Отключат газ? Почти.
Как подтвердили в пресс-службе Минобрнауки, это ведомство направило в департаменты и министерства образования субъектов Федерации циркуляр за подписью замминистра Исаака Калины с просьбой обратить пристальное внимание на книгу Филиппова. Например, в тверском департаменте образования нам рассказали, что «до этого года были разные учебники, а теперь будет один. Книги у нас ещё нет, но письмо из министерства с рекомендациями приобретать издание автора Филиппова для преподавания новейшей истории уже есть».