Ярославна уже дважды пыталась победить в конкурсе по программе обмена «Учителя учителям», которая проводится при финансовой поддержке Госдепартамента США. Лишь на третий раз ей улыбнулась удача. Ирина вместе с другими девятью победителями поехала на стажировку в университет Пердью, города Вест Лафайет, штат Индиана, где ей предстояло пять недель изучать американскую систему образования и новейшие педагогические приёмы. Кроме Ирины Пеневой Ярославскую область в группе представляли Ирина Ефимова из Тутаева и Евгения Тимошенко из Рыбинска.
НА ГРАНИ ФАНТАСТИКИ
Поразило ярославну многое, но свой рассказ она начала с материальной оснащённости школы. Первое, что бросилось в глаза – гигантские автостоянки у школы, которые своими размерами превосходили все видимые Ириной парковки в Ярославле. А это обычная провинциальная школа.
Внутри – очень просторные кабинеты, где у учителя есть много удобных шкафчиков, полочек, ящиков для того, чтобы хранить учебники, таблицы и раздаточные материалы... В каждом классе есть два-три современных компьютера с выходом в Интернет, и преподаватель может тут же на уроке быстро что-то уточнить во всемирной паутине. Причём речь идёт не о компьютерных и лингафонных классах, где ПК выше крыши, а об обычном кабинете.
Кстати, у каждого учителя есть свой отдельный кабинет и есть ещё общие комнаты для учителей одних предметов – с множительной техникой, принтерами, сканерами. Все классы снабжены телевизорами, DVD-проигрывателями, новейшими учебниками. Хотя учителя с такой техникой могут работать и без книг, самостоятельно готовя материалы для урока, а потом копируя и раздавая их ученикам.
У УЧИТЕЛЯ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО
В России мы привыкли, что мужчины в школе – физрук, обэжэрук (преподаватель ОБЖ) и трудовик. И все пенсионеры. А в США Ирина увидела очень много учителей-мужчин разного возраста. Естественно, ведь учитель в Америке – профессия высокооплачиваемая и уважаемая, поэтому мужчины охотно и учительствуют. Конечно, в младших классах больше женщин, но в средней и старшей школе мужчин очень много. Кстати, младшая, средняя и старшая школы в Америке разделены не только виртуально, как у нас, но и реально – каждая ступень имеет своё отдельное здание.
В американских школах формы как таковой нет. Правда, в частных или католических она присутствует, но государственные заведения её не вводят. Только ограничивают стиль одежды. Кое-где пытаются запретить панковские цепи и хипповскую символику. Джинсы – только чтоб нерваные, юбочки – приличной длины, оголённым частям тела – нет! В нашей школе тоже пытаются делать подобное, но не выгонять же учеников с уроков за это. А американцы решили проблему просто: пришёл одетым не по форме – нарушил dress code, переодевайся в спортивную форму. У каждого ученика есть шкафчик, где хранятся учебники, тетради, форма. Так что переодеться проще простого.
МЯГКО СТЕЛЮТ, НО ЖЁСТКО ПРОСЫПАТЬСЯ
На уроках дети ведут себя достаточно вольготно. Могут даже разговаривать или спать. Учитель вправе сделать замечание, если ему это мешает, но не более. Даже к доске учеников не вызывают. Считается, что ребёнок испытает дискомфорт, если выйдет перед всем классом и начнёт отвечать на вопросы. И ученики отвечают с места. В школах существуют специальные уроки коммуникации, где старшеклассников учат общаться друг с другом, отвечать на вопросы, публично выступать.
У педагогов зачастую бывает помощник, который может вывести ученика из класса и отдельно по ходу урока позаниматься с отстающим. В классах обучаются дети с разными способностями, в том числе и с ограниченными возможностями, и это всё учитывается.
Ученикам предоставлена максимальная свобода в получении знаний. Хочешь – учись, не хочешь – не учись, никто тянуть не будет. Но приходит время сдачи тестов – и все прогулы, небрежное отношение к учёбе сразу проявляется. 30 процентов американских школьников не могут закончить школу, поскольку не справляются с тестами.
В США высшее образование – удел избранных, и человек с дипломом университета гарантирует себе высокий уровень жизни, даже по американским стандартам. Ученики это понимают, кто хочет, учится и без понукания учителя. Кто не хочет – сам себе выбирает будущее.
Пару лет назад специалисты с университетским дипломом имели средний доход 78000 долларов в год, а те, кто так и не закончил среднюю школу – 19000 долларов, что по американским меркам не намного выше уровня бедности.
НАСТЕННАЯ МУДРОСТЬ
Ирину поразило количество плакатов в американских школах. У нас в советское время тоже все стены были увешаны цитатами Маркса, Энгельса и Ленина. Но это была политика, а американские плакаты пропагандируют разумное, доброе, вечное с добавкой местного колорита: победить, добиться цели.
Кроме того, всю школу украшают творческие работы учеников – стихи, рисунки, поделки, макеты. Конечно, и в нашей стране было что-то подобное, но на уровне младших классов, а в американских школах творческая самореализация продолжается с первого по двенадцатый класс.
Обычный урок в школе США длится 50 минут, а перемена – три минуты, чтобы ученики только могли перейти из класса в класс. В обычные дни расписание – пять уроков. Но действует система, когда ученик должен ходить лишь на обязательные предметы, а остальные он выбирает на свой вкус. Таким образом между уроками обязательными и выбранными возникает перерыв. Его школьники проводят в комнатах отдыха, где готовятся к предстоящим урокам.
Когда классы выезжают на экскурсии, соревнования или в школе намечается мероприятие, то уроки не отменяют, а лишь сокращают до 25 минут.
Несмотря на всю свободу в отношении учёбы, в школах есть и наказания. Например, могут оставить заниматься после уроков. Для американцев это страшный позор. Русские учителя такое не практикуют, поскольку, наказывая ученика, учитель вынужден сам остаться после уроков. А в американских школах есть специальный учитель, который сидит с отстающими. Другое наказание – отчисление из школы на несколько дней.
Наличие в каждой американской школе собственного бассейна – ещё не самое удивительное, что поразило ярославну. И даже не уровень оснащённости спортивных залов. А то, что каждый спортзал имеет трибуны, и вся школа ходит болеть за своих учеников даже на уровне соревнований между классами.
Каждая школа имеет свой оркестр, хоровой коллектив, телестудию, школьную газету.
Помимо знакомства со школами российских учителей в университете учили работать с разными компьютерными программами, делать презентации в компьютерном виде, ориентироваться в информационных ресурсах, а американские преподаватели обучали новым методикам преподавания.
Всем учителям подарили учебники по британской и американской литературе, английскому языку, истории, граждановедению, методике преподавания. Американские учителя щедро делились с коллегами из России своими раздаточными материалами. А те книги, которые были в единственном экземпляре – отксерокопировали.
ПРИЖИВЁТСЯ ЛИ У НАС АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ?
Подводя итог стажировки, Ирина сказала, что она по-другому взглянула на своих учеников. Задумалась о том дискомфорте, который испытывает школьник, когда вынужден отвечать у доски. О том, что у нас слишком суровое преподавание, о том, что и она сама лишний раз не хвалит ребят пусть за маленькие, но успехи. Сейчас она старается лишний раз сказать доброе слово ученику, и знакомые говорят: «Ты какая-то другая из Америки вернулась».
Пусть у нас нет шикарных компьютерных классов, но какие-то мелочи уже можно использовать. Например, Ирина очень удивилась, когда в одной из американских школ русских гостей встретил не почётный эскорт из учителей и директора. Экскурсию по школе провели старшеклассники. Вернувшись в Ярославль, она попросила своих учеников сделать то же самое, и они успешно справились с работой экскурсоводов.
Стажировка в США – это новая ступень в повышении квалификации и профессионализма учителя, но никак не последняя. Ведь сейчас учителя – участники программы готовятся к приёму американских коллег в наших российских школах – их приезд запланирован на март 2009 года. А это значит, что впереди много интересных уроков, встреч, знакомств и возможность разрушить старые стереотипы и отблагодарить американцев за их гостеприимство и великодушие.