Каждый день прошлой недели здесь был научным – состоялись девятые малые Морозовские чтения. Большие – проводят в Борке летом для больших учёных, и они съезжаются сюда из разных мест России. А малые – для учащихся, которые тоже представляют свои исследования в разных областях знаний. Раз от раза число участников увеличивается. Нынче в 12 секциях, ежедневно собираясь в двух-трёх, выступили 62 докладчика (в прошлом году – 56), из классов от начальных до старших. Присутствовали 280 слушателей – школьники, учителя, родители и другие заинтересованные лица. Организовывали чтения завуч Ирина Борисовна Бондурова, руководитель школьного научного общества Александра Владимировна Кондратьева и куратор программы «Одарённые дети» – завуч Ольга Валентиновна Золотарёва.
Почему большие и малые чтения – Морозовские и откуда взялся академический посёлок, доложили, исследовав архивы, семиклассницы Алина Бодунова и Адель Канакбиева: «Страницы истории к 200-летию Борка». Они разделили его хронологию на три периода. Дворянский, когда здесь было имение Щепочкиных. Морозовский – после приобретения владения отцом революционера-народовольца Н. А. Морозова, химика, физика, математика и астронома, почётного академика АН СССР. В 1932 году он передал академии часть своей усадьбы, предоставленной ему в пожизненное пользование постановлением Совнаркома. В 1938 году здесь создали верхневолжскую базу АН СССР, в 1947-м её преобразовали в биологическую станцию «Борок» имени Н. А. Морозова. Институт биологии внутренних вод основан в 1956 году, его первым директором стал знаменитый полярник, дважды герой СССР, доктор географических наук Иван Дмитриевич Папанин – с этого момента начинается современная история Борка.
Но не заканчиваются исторические изыскания школьников. В секции «Генеалогия» выступили воспитанники Эдуарда Витальевича Гарина, кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника института, руководителя Борковского историко-родословного общества (ИРО) и школьного кружка. О своих дедушках рассказали Мария Чубарнова и Елизавета Патонина из 8 класса. О происхождении имён и фамилий одноклассников и топонимах Веретейского сельского поселения – Вероника Власова и Екатерина Шихова из пятого класса. Они пожелали выступать непременно вместе и говорили по очереди. О восходящем родословии, дойдя до своих прапрадедов, доложил шестиклассник Александр Кузнецов. Слушатели отметили удовольствие, которое испытывают дети от занятий в кружке. В мае Борковское ИРО, включая этих ребят, планирует выставку в Новом Некоузе.
Начальные классы на чтениях выступали в отдельной секции и были сосредоточены на изучении природы. Михаил Врублевский из второго класса сделал доклад «Значение воды» и пришёл к выводу, что оно велико. Ребята рассказывали о растениях степей, животных саванны и белоснежном дятле. Егор Ким, Максим Канашин и Руслан Мамедов из четвёртого класса занялись лишайниками, определяя по ним степень загрязнения окружающей среды. Заключение молодых исследователей о состоянии воздуха в Борке обнадёживает: лишайников достаточно – значит, он чистый.
Социальные проблемы поднимали некоторые докладчики из средних классов. Дмитрий Лошенков из шестого опросил шестые-восьмые, стараясь узнать: какое место занимает в системе ценностей подростков здоровый образ жизни? Выяснил: второе-третье. Под ним понимают занятия спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек. Кроме стандартных толкований были получены такие: гармоничное отношение к семье и осмысленная жизнь. Все единодушно высказались против употребления наркотиков, менее категорично – против алкоголя и курения, особенно мальчики. Причём отметили, что пассивного желания для здорового образа жизни недостаточно: необходимо работать над собой.
Ещё конкретнее изучали ту же тему Алёна Канашина и Ксения Рыбакова из восьмого класса. Называлось их исследование – «Основы рационального питания». Не всегда оно такое у их одноклассников – пришли к выводу школьницы, рассмотрев ответы на анкету. И сделали практические рекомендации школьной столовой: больше соков, салатов, фруктов. Пообещали в дальнейшем составлять для неё меню с учётом калорийности продуктов.
Все познаётся в сравнении. А как жили дети раньше? Ну скажем, в 30 – 40-е годы прошлого века – задумался восьмиклассник Алексей Брядовой. Опросил старожилов Борка и выяснил, что вообще-то нынешним подросткам грех жаловаться: тогда было хуже. Но всё-таки легче в городе, чем в деревне: лучше питание и больше развлечений.
Екатерина Пикунова из десятого класса сделала сообщение «Права человека на примере Борка и Борковской школы» на основе анкетных данных. К счастью, не обнаружила вопиющих нарушений. Однако выявила правовую безграмотность населения. Мало кто внятно смог назвать нормативно-правовые акты, закрепляющие права детей. Не понимали, о чём речь, когда был задан вопрос о нарушении права детей на отдых и досуг в посёлке. А местный дом культуры в аварийном состоянии и уже года три закрыт: ни кино, ни клубной работы нет. Вот и нарушение. Екатерина рекомендовала начать ликбез с простого: на видном месте в школе вывесить её устав, информацию о правах и обязанностях учащихся, сведения об организациях и должностных лицах, которые могут защитить права ребёнка, с указанием адресов и телефонов. Преподаватели тут же предложили Екатерине возглавить что-то вроде правозащитной организации, поскольку действующего совета старшеклассников явно недостаточно.
Члены школьного научного общества «Восход» всегда выступают на чтениях с докладами по биологии, математике, информатике и другим направлениям. Илья Эпштейн сделал сообщения «Алгоритмы и их свойства» и «Роль нечистой силы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Илья – победитель 14-й зональной олимпиады школьников по математике и информатике в Международном университете природы, общества и человека «Дубна» в Подмосковье. За успехи в науках ему назначили областную стипендию. А что касается нечистой силы, то роль её большая, считает Илья. «Сатана там правит бал»: вся Москва тридцатых годов прошлого века – бал Воланда. Он там развлекался, как хотел. А может, и не прекратил. Несколько лет назад Илья переехал оттуда – и возвращаться не собирается: есть университет в Дубне и другие перспективы.