Но в последнее время в колледже то и дело возникаютпроблемные ситуации, в связи с чем он уже не раз фигурировал в публикациях «Северного края» («Потерялись два миллиона» за 19.09.07, «Общежитие в полной темноте» за 9.11.07). А когда в нашу редакцию пришло письмо с жалобами на новое начальство и абстрактной подписью «преподаватели сельхозколледжа», корреспондент «СК» отправился в командировку, чтобы на месте попытаться разобраться в происходящих событиях.
Три ничем не примечательные серые кирпичные коробки – это и есть здание училища с прилегающими к нему корпусами общежитий. Их построили лет тридцать назад. И с тех пор общага ни разу не знала ремонта. Унылые обшарпанные стены, кухня с допотопной плитой в таком состоянии, что туда не хочется заходить. Едва переступаешь порог, в нос ударяет вонь канализации.
– Плохо, что розетки только на первом этаже остались, – сетуют девушки. – Теперь обогреватели не включить, а здесь холодно очень.
Местные старожилы, которые помнят общагу ещё новостройкой, говорят, что здание всегда было холодным. Но раньше розетка имелась в каждой комнате.
– Куча крыс, они ночью по нам бегают, а кошку заводить комендант не разрешает! – жалуются мальчишки. – Зато машину нам стиральную купили. Одну на всех. Очередь к ней такая выстраивается, что не протолкаться.
Доступ в общагу совершенно свободный – вахтёры здесь отсутствуют, кто угодно может зайти, а при желании и сбить непрочные навесные замочки с деревянных дверей, ведущих в комнаты учащихся. С пожарной безопасностью тоже не всё слава богу. Госпожнадзор указал на плачевное состояние электропроводки, на отсутствие плафонов на лампах, хотя по правилам они должны быть обязательно. А ещё на то, что деревянные стены чердака не обработаны огнеупорным составом, нет пожарной сигнализации и огнетушителей, загромождены эвакуационные выходы.
– После проверки руководство колледжа кое-что из наших указаний выполнило, – говорит Татьяна Лапшина, инспектор госпожнадзора. – Завалы в эвакуационных выходах разобрали, химобработку на чердаке сделали. Вроде, собираются заменять проводку.
Кстати, розетки на втором этаже заблокировали как раз из опасений возгорания. Впрочем, в общежитии поговаривают, что, дескать, это новый директор колледжа нарочно сделала, потому что учащиеся ходили на неё в прокуратуру жаловаться.
Вообще, смена руководства колледжа здесь – притча во языцех. Об этом говорят все, постоянно повторяя слово «раньше».
– Раньше каждый четверг проводились дискотеки, наших милиционеров приглашали туда дежурить, – вспоминает начальник службы участковых уполномоченных милиции Пошехонского РОВД Валерий Козлов. – Теперь вот не зовут, преподаватели сами дежурят.
– Раньше обедом кормили всех учащихся, а теперь только сирот, – говорят женщины из местной инспекции по делам несовершеннолетних. – Преподаватели с детьми до пяти часов вечера занимались, а теперь занятия в три часа дня заканчиваются. Прежде и вахтёры постоянно дежурили в общежитии, а теперь у них график работы другой, и с восьми утра до четырёх вечера их вообще нет.
Своеобразной вехой, разделившей жизнь в колледже на «тогда» и «теперь», стал выход на пенсию в прошлом году прежнего руководителя и назначение нового со стороны.
Впрочем, это не совсем так. Ведь Анна Александровна Шамутина прежде работала в колледже, но уволилась из-за разногласий с коллективом. А вернувшись, но уже в качестве руководителя, стала вводить в размеренную жизнь колледжа различные новшества.
«За полгода своего «правления», – говорится в письме преподавателей, не пожелавших назвать своих имён, – она уволила шестнадцать человек. Лучших из лучших. На их место приняла своих людей. Безбожно травит лучшего преподавателя автодела, основавшего всю подготовку водителей». Педагоги жаловались и на то, что начались задержки зарплаты, чего прежде не случалось, а недавно назначенная главным бухгалтером молодая девушка получает, по их словам, в месяц в разы больше, чем преподаватели с пяти-, шестилетним стажем. Что из-за задержки денег собрались увольняться даже повара. Что кардинально поменялось расписание. Что ученики-сироты начали уходить из колледжа, напуганные слухами о сильном повышении цены на жизнь в общаге, за которую до сих пор им платить не приходилось. В общем, новое начальство воспринимается старожилами колледжа как безжалостный тиран, сокрушающий «вековые устои и традиции».
Мы встретились с Анной Александровной, чтобы узнать её точку зрения на происходящее, но диалога не получилось. Анна Шамутина категорически заявила:
– Я отказываюсь с вами разговаривать и запрещаю кому бы то ни было в колледже давать вам интервью.
Зато работники Пошехон-ской районной прокуратуры оказались более общительными и сообщили, что в ходе проверки, проведённой в сельхозколледже в прошлом году, была обнаружена растрата в размере двух миллионов рублей за 2006-й – первый квартал 2007 года. По данному факту возбуждено уголовное дело.
– Новое руководство колледжа, когда принимало дела, не составило акта приёма передачи документов, – пояснил и.о. прокурора Пошехонского района Александр Борисов. – Теперь одна сторона утверждает, что сдала всю документацию, другая – что нужных документов никто не передавал.
Так вот получилось, что смена руководства обострила давно копившиеся проблемы. Анна Шамутина приняла в своё ведение общагу в ужасном состоянии и «тёмную» бухгалтерию, кроме того, у неё возникли разногласия с коллективом. Теперь ей приходится решать множество вопросов и финансового, и личного характера. Возможно, без радикальных мер действительно не обойтись. Вот только не останется ли в результате применения таких мер на месте учебного заведения «выжженная территория»?