Светлана Валентиновна Громова двадцать лет преподает русский язык и литературу, четыре выпуска проводила из школы. С первым ей казалось: все кончено, расставания не пережить. Но тут же поступил под ее ответственность новый класс и потребовал внимания и участия.
Она говорит, что научиться быть учителем нельзя, им надо родиться. И тогда надоевшие проблемы с зарплатой, сетования на цикличность в работе педагога всегда будут на зад-нем плане, чем-то не важным.
Правда, и у нее бывали времена, когда вдруг казалось, что душа до дна выплеснута. В один из таких дней с телевидения, где она не раз выступала, пришло предложение быть ведущей. Она сообщила директору, что намерена сменить работу. У того сердце оборвалось, но он спокойно заверил, что отпустит ее. Предложил только сначала взять недельный отпуск, чтобы проверила себя на новом месте. Через два дня Громова вернулась: «Не мое».
Все ее здесь, в школе. Целый мир. Расскажу о некоторых событиях этого мира. Однажды рано утром сквозь сон Светлана Валентиновна услышала, что с улицы ее кто-то зовет. Выглянув, обомлела. Весь тротуар заполнили ребята с букетами в руках. На асфальте большими буквами – поздравления с днем рождения. По мобильнику позвонили, чтобы спускалась на работу только в лифте. А лифт был весь украшен плакатами и воздушными шарами.
Светлана Валентиновна первой в школе увлеклась новыми технологиями и заинтересовала других учителей. В ее кабинете стоит компьютер новейшего образца, подаренный ей спонсорами. Сейчас на нем работает и весь 7-й «А». Для нее, как сказал директор, компьютер не машина, не игрушка, а как кисть для художника: средство передачи своих впечатлений, дополнительные краски в работе.
Вслед за педагогом ребята увлеклись фотографией. Снимают все: друзей, своих собак и кошек, росинку на траве, бабочку...
Можно бы еще рассказать о необычных подарках на дни рождения, о родительских собраниях, когда взрослых собирается больше, чем ребят в классе, – приходят и отцы, и матери, потому что им интересно, – об «арбузниках», когда кто-то из родителей зарывает в лесу несколько арбузов, а дети ищут, преодолевая препят-ствия, о связи выпускников с учителем, о доверии...
Два последних года ученики стали получать от Светланы Валентиновны домашние задания на лето – оформить дневник наблюдений и путешествий. В них рассказы о поездках, прочитанных книгах, увиденных кино и выставках, размышления. От авторов требуется обязательное личное участие во всем, и поэтому к страничкам дневника прикрепляют ветки, песок и камешки с пляжей, свои снимки.
Вот строчки из дневника семиклассницы Нади Мигуновой. Она пишет о встрече с лосем: «Он поворотил длинную морду в нашу сторону и посмотрел на нас коричневыми на выкате глазами. Они светились печальной добротой, как у большинства крупных животных». Здесь много наблюдений, богатый язык.
Не привыкайте к небесам.
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам.
Приглядывайтесь к родникам –
Ничто не повторится.
Эти слова она взяла эпиграфом.
Независимая комиссия одноклассников определяет лучшие из дневников. А Светлана Валентиновна ставит отметки. Надя Мигунова получила десятку – это редкий случай.
Кстати, необычные оценки несколько лет назад появлялись даже в классном журнале. Например, шестерка. Комиссия департамента образования, проверяя документы претендентов на медали, а их в классе у Громовой всегда бывает несколько, очень изумилась. Директора упрекнули в нарушении правил. Тот вызвал Громову. Какой же это был приятный для двух педагогов разговор: об учениках, которые в своих ответах перешагивают установленную планку. Чтобы не шокировать очередную комиссию, Громова теперь ставит необычные оценки только в дневники.
Впрочем, любая обычная оценка здесь полновесна и заслуженна. В громовском классе нет проблем с дисциплиной, нет ребят, которые не хотят учиться, нет ленивых или равнодушных.
Главная рабочая концепция Громовой – воспитывать уверенных в своих силах, свободных от комплексов в поступках и мнениях людей, умеющих ценить себя и готовых встретиться с трудностями нашего времени. Поэтому так настойчиво Светлана Валентиновна, например, поощряет участие школьников в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Учит побеждать. А в проигрыше – учиться на ошибках. Они часто побеждают.