Образование в селе началось при храме Рождества Христова. Один из престолов там – в честь Михаила Архангела, а собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных Православная церковь отмечает 21 ноября. Кроме того, в Ермаковской школе в ноябре был ещё один традиционный праздник – день ученика. День учителя отмечают везде, а ученикам, считается, хватает дня знаний или дня самоуправления. Но в Ермакове думают, что этого мало. Теперь день рождения школы и день ученика здесь празднуют одновременно: ведь без учеников ни школы, ни учителей быть не может.
Ермаковская школа всегда отличалась свободомыслием. Тех, кто опасается подобных явлений, успокоим: она у властей на хорошем счету. Статус региональной экспериментальной площадки для отработки методики проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе – достаточно длинное и скучное название, чтобы весомо фигурировать в отчётах. А ещё школа сотрудничает в этом деле с ярославским институтом развития образования. Два педагога имеют высшую категорию, пятеро – первую, Нина Ивановна Колоскова - победитель конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году, участник российско-голландского проекта по информационно-компьютерным технологиям.
Словом, школу извинят, если узнают, что в день ученика педагоги признали, что иногда дети мечтают занятия отменить. Но учителя должны их проводить всё равно. Поэтому праздник сделали обоюдно приятным. Уроков было два. Здесь 84 школьника. Учеников с 5 по 11 класс разделили на четыре разновозрастные группы. За 50 минут им предложили посетить 10 кабинетов и коллективно выполнить задания, которые предлагали учителя-предметники. Максимальная оценка – пять баллов. Словесник Ольга Валерьевна Орлова придумала пять заданий. Например, «третий лишний» - определить, какое понятие выпадает из ряда: романтизм, реализм, элегия. Подкованные старшеклассники тут же исключили элегию как жанр из перечня литературных направлений. А те, кто помладше быстро выбросили «клубочек», оставив «отравленное яблоко и волшебное зеркало», упоминаемые в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Но, к удивлению Ольги Валерьевны, ни один ученик не смог вспомнить, какому литературному персонажу принадлежит реплика «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Наверное, под влиянием демократических порядков в стране. Словом, в кабинете литературы пять баллов не заслужил никто.
Второй урок – индивидуальное первенство на звание самого гармонично развитого школьника: за тридцать минут обежать кабинеты, какие хочешь, а всего одиннадцать, и выполнить там задания, за правильное решение получив жетончик. У кого больше наберётся – тот и гармоничный. На некоторых педагогов столько желающих налетело, требуя заданий, что жетонов не хватило. К Ольге Валерьевне пришли 50 соискателей. Она предложила им малый жанр фольклора – загадки. Те, кто явился прямо из кабинета математики, никак не могли переключиться с логики на метафоры. Но в целом угадывали бойко. В восторге от собственной смекалки после праздника долго ещё приставали ко всем подряд взрослым людям в селе, требуя что-нибудь отгадать.
Концерт, разумеется, тоже был: по очереди номера от учителей и школьников.
Раньше его готовили педагоги, но лучше так, когда таланты сливаются и создаётся ощущение полноты. Для пятерых учеников выпускного одиннадцатого класса спели «Родную сторону»: «Вот и мне всю ночь снится вновь и вновь сторона моя, где родился я. Там у нас в лугах теплые стога, а в ручьях – вода, как лёд. И над той землёй, летом и зимой, воздух сладкий, словно мёд…»