Тема диссертации – «Этапы и закономерности развития архитектуры Ярославля в совет-ский период времени». Если перевести на общепонятный язык, то можно сказать проще: Наталья Сапрыкина защитила советскую архитектуру Ярославля.
В обиходе отношение к архитектуре советского времени в лучшем случае снисходительное. В таком городе, как наш, есть с чем сравнивать, с постройками предшествующих времён конкурировать трудно. Тем не менее Ярославль уже нельзя представить без дома с аркой на Красной площади, речного вокзала, «сталинских» домов в начале Советской улицы, огромных жилых массивов в Брагине и за Волгой.
– В советские годы город вырос в пять раз, и именно этому времени он обязан своим нынешним обликом, – Наталья Сергеевна говорит, что исходила из этого.
Странно, но до неё никто из специалистов над этой стороной жизни ни нашего, ни других губерн-ских городов не задумывался. Книга Натальи Сапрыкиной «Советская архитектура Ярославля. Реальность и виртуальность», которая лежит в основе докторской диссертации, получила в этом году диплом Российской академии строительных наук и на недавней выставке-ярмарке в областной библиотеке имени Некрасова удостоилась титула «Самая неожиданная книга». Очень точное название – неожиданная.
Наталью Сапрыкину всю жизнь прямо-таки тянет к неизведанному. Темой её вузовского диплома стала так называемая мобильная архитектура – на примере вахтенного посёлка для покорителей недр. Тогда это было очень актуально: осваивался Ямал, другие нефтегазоносные районы Сибири. Для кандидат-ской диссертации была выбрана тема, опять же связанная с архитектурой Севера.
Выпускница архитектурного факультета Иркутского политехнического института, она проходила стажировку в Ленинград-ском инженерно-строительном институте (знаменитом ЛИСИ). Живы ещё были мэтры отечественной архитектуры, в институте преподавали мастера советского авангарда 1920-х годов, поражавшие своей эрудицией исследователи, историки архитектуры, чьи имена давно уже были в учебниках. С тех пор она считает ЛИСИ своей второй альма-матер. Докторскую защищала тоже там.
Защита, кстати, проходила в день, когда вуз (он называется сейчас Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет) отмечал своё 175-летие. Шла юбилейная конференция, но заседание учёного совета – это святое, защита велась неторопливо и обстоятельно, каждый из четырнадцати членов докторского совета задал по пять вопросов, что само по себе свидетельствовало о явном интересе к работе ярослав-ской исследовательницы.
На протяжении своей почтенной истории вуз несколько раз менял название, но именно его в разное время окончили архитекторы, из построек которых и состоит сегодняшний Яро-славль: Саренко, Фёдоров, Капочинский, Мулик, Некрасов, Тильш, Покровский, Курицын...
– Ленинград буквально проглядывает через архитектуру «советского» Ярославля, можно провести много параллелей, – утверждает Сапрыкина. – Налицо общность архитектурной школы.
– У вас иногда можно встретить другой термин: «ярослав-ская архитектура» того времени. Вы считаете, что такая есть?
– Я думаю, есть. Даже во многом декларативное направление, выбранное для застройки Ярославля в 1920-е, а потом в 1930-е годы, не стало слепым копированием ленинградских (петербургских) и московских образцов. Эти постройки возводились в созвучии с элементами исторических зданий, с исторической средой Ярославля. В 1922 году экспертная комиссия выявила 21 тип жилых домов, характерных для Ярославля, и именно на них было рекомендовано опираться действовавшим тогда архитекторам. Так продолжалось на протяжении всего советского периода. Конечно, ярославская архитектура советского времени существенно отличается от зданий-образцов, работавшие здесь люди вынуждены были считаться с постановлениями партии и другими руководящими документами, обязательными для всей страны, но региональный отпечаток сохранялся здесь всегда: в масштабе зданий, пропорциях, соподчинённости с исторической средой.
Наряду с ленинградскими в облике города традиционно поддерживались и московские черты. «Ярославль-городок – Москвы уголок» – такое ведь существовало в течение столетий. Трансформируясь на ярослав-ский лад, обретало местный масштаб и тоже приживалось. Так, на углу улицы Свободы и площади Волкова появилась гостиница «Ярославль», в которой специалисты находят фамильное сходство с гостиницей «Москва», стоявшей до недавнего времени в самом центре столицы.
В процессе защиты было отмечено, что до сих пор все нюансы архитектуры советского времени рассматривались только на примере Москвы и Петербурга (Ленинграда), для губернских городов их никто не отслеживал. Таким образом, Сапрыкина подняла до сих пор нетронутый пласт науки, который существенно дополняет имевшиеся до сих пор знания, а иногда и уточняет их.
– Что значит «уточняют»? – спрашиваю свою собеседницу. – Можно привести примеры?
– Считалось, что метод поточного строительства зародился в Москве в 1938 году. Но в Ярославле он использовался лет на десять раньше – при строительстве Бутусовского посёлка (впервые это признано как научный факт). То же и с генпланами. Первый генеральный план развития Ярославля разрабатывался еще в 1918 – 1924 годах и был утверждён раньше, чем в обеих столицах.
Исследование Натальи Сергеевны прокладывает путь для аналогичных работ в других городах России, отметили члены учёного совета. И ещё: совет-ская архитектура никогда до сих пор не рассматривалась как пласт наследия. Сапрыкина доказала, что лучшие образцы советского времени в Ярославле тоже памятники, объекты культурного наследия, как сейчас говорят. Её работа слёту была взята на вооружение специалистами, которые сейчас делают корректировку охранных зон Ярославля. Этим занимается одна из ведущих петербургских архитектурных мастерских: интересно, что эта группа присутствовала на защите.
– Как вы относитесь к тому, что сейчас строят в Ярославле?
– Точно такой же вопрос мне задали члены докторского совета, – замечает Наталья Сергеевна. – Я думаю, что всё определяет талант мастера. Если проектирование основывается на контексте той среды, в которой предполагается строительство, значит, получается нечто достойное. Если проект универсальный, безотносительный к месту, для которого он предназначен, то возникает здание, которое можно увидеть во многих других городах. Будет город застраиваться только ими, он потеряет своё лицо. А вообще, прошло ведь всего пятнадцать лет с начала постсоветского периода, когда всё уже не так жёстко регламентируется, как раньше, и каждый архитектор стал реализовываться в меру своих сил, возможностей и таланта. Срок небольшой, чтобы судить, что же получится в итоге. Но тенденции, конечно, видны.
Она убеждена в одном: то, что сегодня строится в Ярославле, нельзя не увязывать с постройками 1920, 1930, 1940, 1950-х годов и более поздних. Если увязывают, новое логично развивает уже существующее. Если нет, глаза режет диссонанс, новые дома выглядят чужими на знакомых улицах.
Годы занятий архитектурой Ярославля советского времени сделали для неё эти постройки какими-то особенно близкими. Когда петербургские мэтры, собравшиеся на защиту, многозначительно переглядывались около планшетов с планами первенца ГОЭЛРО – Ляпинской ГРЭС, Сапрыкиной было так приятно, как будто это она её проектировала.
Конечно, бросить всё это она уже не сможет. Чтобы не потерялась вся наша основа, вся история, как она говорит, планируется продолжение. Наталья Сергеевна затеяла написать серию брошюр по творческим биографиям архитекторов, работавших в этот период. Первый в этом ряду – А. В. Фёдоров, бывший главный архитектор города. Под его руководством был сделан проект Волжской набережной, он работал во время войны, ещё живы родственники – такие имена не должны быть забыты.
Параллельно она занимается проектной практикой, продолжает преподавательскую работу в ЯГТУ.
– А наука... Она ведь не приносит дивидендов, она требует только затрат. Это моё хобби, если хотите. И ещё: наука – это часть моей преподавательской деятельности. Хочется, чтобы молодые архитекторы знали не только Москву и Петербург, но и свой город. Относились с уважением к тому, что сделано до них, и не сносили потом постройки предшествующих времен, не завешивали их рекламой.