НОРМА ЖИЗНИ?
Спортом, как правило, человек занимается от большого желания. Физкультура же – дело хотя и менее нагрузочное, зато более обязательное. При этом в ее многообразии всегда найдется такой аспект, который и матерого спортсмена заставит чесать затылок и искать способ «откосить». Поскольку спорт держится на рекордах и победах, а физкультура – на нормативах! А они не знают жалости ни к детям, ни к студентам, ни к защитникам Родины, ни даже к... спортсменам.
Не хитрость спринтеру уложить стометровку в 12,5 секунды, а вот километр пробежать за 3 минуты 25 секунд (для бегуна на средние дистанции – передвижение прогулочным темпом) ему не то чтобы невозможно, но... обременительно. И это мы говорим о спортсменах, которые мало того, что всей жизнью приучены переносить высокие тренировочные и соревновательные нагрузки, так еще и профессионально относятся к собственному здоровью. Чтобы тот же Борзаковский побежал свои излюбленные 800 метров при малейшем недомогании? Да ни под каким соусом!
Опять же: разминка некоторых спортсменов перед стартом превышает время, затрачиваемое непосредственно на участие в соревнованиях, в несколько раз. И проходит она с использованием современнейшего оборудования и под контролем специалистов, среди которых и врачи, и массажисты, и диетологи, и тренеры по физподготовке...
И возьмем теперь бедного российского школьника, который с утра кофейком позавтракал, три урока неподвижно отсидел, через сигаретку на переменах отдохнул, а на четвертом ему нужно тысячу метров уложить в 3 минуты 25 секунд. Вроде не рекорд, но с учетом упомянутых выше факторов практически подвиг. Причем если он, школьник, в эти рамки не уложится, бежать ему ту же «тыщу» еще раз (и не исключено – на том же уроке, программой такие тонкости не регламентируются). А мы все удивляемся, почему с уроков физкультуры то там, то здесь уносят погибших.
Откуда же взялись нормативы на их бедные головы? Свет на этот вопрос пролила сотрудник областного департамента образования Светлана Викторовна Астафьева. Оказывается, нормативы для общих групп детей средней школы разрабатываются в Министерстве образования. При этом их творцы исходят, как правило, из данных последней диспансеризации учащихся.
То есть это они так говорят, что исходят, поскольку за то время, пока нынешние специалисты нашего департамента в нем работают, «средняя температура по больнице» по сути не изменилась. Хотя и дети меняются, и жизнь не стоит на месте, и главное – школа школе рознь. Нельзя же сравнивать спортзал в современной элитной гимназии с его аналогом где-нибудь в поселке на границе Ярославской и Вологодской областей.
Хроническое нежелание выполнять нормативы может стоить медали какому-нибудь «ботанику». Бывают ситуации и вовсе драматические: родители желают, чтобы их чадо училось на одни пятерки. При этом их мало волнует, что отличная оценка по физике серьезно отличается в смысле риска для жизни и здоровья от отличной оценки по физкультуре. И чадо рвет жилы (а «пятероч-ные» нормативы по совокупности – нечто вовсе запредельное), обеспечивая себе если не реанимацию, то немалые проблемы со здоровьем в бу-дущем.
УХОДЯЩАЯ КУЛЬТУРА
Не секрет, что большая часть учителей-предметников рассматривает физкультуру как большую перемену, главная задача которой – дать школярам слегка отключиться от непрерывного поглощения сухой науки. При этом учитывается и отношение самих учеников к предмету: они, естественно, рады пару раз в неделю оттянуться. Но преподаватель физкультуры, таким образом, оказывается зажат между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, он должен за 90 минут в неделю подвести ученика к такой форме, которая позволит тому выполнить хотя бы часть нормативов; с другой – «не докучать моралью строгой», дабы ученик на следующем после физкультуры уроке не впадал в ступор от физического перенапряжения.
Нельзя сказать, что эта задача вовсе уж неразрешима. К примеру, один из опытнейших ярославских преподавателей Александр Иванович Алексеев умудрялся в стандартный спортивный зал поставить аж восемь гимнастических снарядов. И не просто поставить, а так организовать занятие, чтобы каждый из тридцати учеников проходил через все восемь. Да, это было не так интересно, как гонять мяч, изображая футбол, в течение всех сорока пяти минут, зато действительно развивало учеников физически.
– Но это было в те времена, – замечает учитель, – когда дети были хотя бы отчасти управляемы и им можно было объяснить, что и в каком порядке необходимо делать. По сути, та методика циклической тренировки, которую я использовал, разрабатывалась (и применяется до сих пор) для подготовки спортсменов высокого класса, которые изначально сориентированы на точное выполнение всей тренировочной работы. Но и дети, освоившись с этой методикой, работали не из-под палки, а с удовольствием. Сравните это с сегодняшней ситуацией, когда один ученик хочет играть в футбол, второй – в баскетбол, третий – поднимать штангу, четвертый вообще ничего не хочет, а пятый занимается в ДЮСШ и потому думает, что уже все умеет. В результате ученик получает от силы 15 минут эффективной нагрузки из отведенных сорока пяти. Естественно, что я просто не имею права требовать от него строгого выполнения всех нормативов и не требую, хотя по должности обязан.
Теперь взгляд с противоположной стороны. Десятиклассница Алеся говорит, что ни она, ни ее подруги ни разу не уложились во все абсолютно нормативы. Сама она легко бегает и далеко прыгает, благо занимается бальными танцами, но не может метнуть мяч на необходимое расстояние. Ее подруга справляется с мячом, но не может должное количество раз отжаться от пола. И все подряд очень неуютно чувствуют себя, когда нужно пробежать одним духом два (!) километра.
Читающий эти строки! Ну-ка закройте газету, наденьте кроссовки и отмахайте две тысячи метров. Ну хотя бы минут за десять (это, согласно нормативу, на троечку). Прибавилось здоровья? А чтобы, не уложившись в норматив, все же получить нормальную оценку, приходится очень хорошо попросить преподавателя...
Чему ж удивляться, когда школьники говорят: «Мне лично физкультура не нужна. Я собираюсь быть...» (дальше следует название некой популярной специальности, которую изучают в престижных вузах). Наивные школяры не понимают, что только в вузе-то их, может статься, и научат по-настоящему уважать норматив.
НЕ ХОЧЕШЬ – ЗАСТАВИМ!
Высшее образование в нашей стране – дело вовсе не обязательное, в отличие от среднего. Именно поэтому студент – существо куда более бесправное, чем школьник. А в части физкультуры – еще более зависимое от обстоятельств, чем даже рядовой срочной службы. Физкультурой приходится заниматься как минимум два первых года обучения. Значит, получаем от четырех до восьми зачетных недель, в которых слово «норматив» приобретает для студента (и для преподавателя!) особое звучание. Не сдал зачет по физкультуре – не допущен к экзаменам.
А дальше – дальняя дорога в сторону от вожделенного диплома. Чтобы не быть голословными: несколько лет назад в одном из наших вузов случился скандал. В эпицентре его оказалась супружеская чета преподавателей кафедры физкультуры, которые за постановку зачета брали со студентов взятки по твердому тарифу. Бизнес этот процветал не один год, пока студенты не обратились в прокуратуру.
Любопытно, что подобная практика полностью отсутствует там, где, казалось бы, спортивные достижения должны быть возведены в принцип. К примеру, в академии медицинской, ректором которой является заслуженный мастер спорта СССР Юрий Васильевич Новиков, сам работавший тренером областной сборной по самбо и некогда бывший президентом БСК «Буревестник», работа кафедры физкультуры направлена на поддержание здоровья студентов. Здесь, конечно, тоже есть сборник нормативов, но, по словам заведующего кафедрой физвоспитания Сергея Леонидовича Белугина, используется он исключительно для самоконтроля студентов, дабы те знали, в каком направлении им должно стремиться.
В ЯрГУ с этим строже: пока не сдашь большую часть нормативов, с зачеткой лучше не подходить. Вообще, именно «изначальные» университеты (не только ярославские), в отличие от переименованных институтов, отмечены особой дотошностью по части физкультуры – наверное, в силу того, что им еще при советской власти вменялось в обязанность воспитывать «универсальных» во всех отношениях специалистов.
Однако есть выход: студентам, занимающимся в спортивных секциях ЯрГУ (куда входит как классический баскетбол, так и новомодный фитнес), зачет ставит тренер. Соответственно появляются две «пары», которые студент может посвятить учебе. Не так много, если учесть три-четыре тренировки в неделю да пару-тройку соревнований в месяц. Любопытно, что и «мягкие» медики, и «жесткие» университетские преподаватели в спортивном смысле добиваются приблизительно одинаковых результатов: в каждой межвузовской спартакиаде бьются друг с другом за призовые места.
В ЯГПУ есть факультет, на котором сам Бог велел строго относиться к многопрофильности спортивных навыков и умений студентов, – факультет физвоспитания. С будущих преподавателей физкультуры выполнение нормативов требуют неукоснительно, остальным многое прощают (естественно, сюда не входит пропуск занятий – за него карают как минимум «отработками»). В коммерческих же вузах требования к физкультуре более мягкие.
ЗДОРОВЬЕ – В МАССЫ
Тенденция вырисовывается любопытная: на фоне хора завываний о постоянном снижении уровня здоровья подрастающего поколения все чаще раздаются призывы к насаждению физкультуры и разрастанию ее до пяти занятий в неделю. Радоваться этому должны школьники и студенты, однако они почему-то грустят. И наверное, уже понятно почему...
Восточные мудрецы давным-давно придумали поговорку: силой осла можно, конечно, привести на водопой, но какой силой заставить его пить? Даже если известен норматив его водопотребления...