суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 03 октября 2007

Карелия уже снится...

нет фото

«Уважаемая редакция моей любимой газеты «Северный край», вы иногда публикуете материалы о путешествиях наших земляков в другие страны, но не читала я статей (а если и есть, то коротко очень) о поездках по России... Считаю, что наша Родина не хуже. А. Степура, Ярославль». Приняв к сведению пожелание читательницы, мы решили начать новую рубрику «Сентиментальное путешествие». А право первооткрывателя предоставили нашему постоянному автору, профессору ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Владимиру Ильичу Жельвису, как раз недавно вернувшемуся из поездки в Карелию.

автор Владимир ЖЕЛЬВИС

 

Наше путешествие начинается с Лодейнопольского вокзала. Появляется гид – учительница русского языка и литературы карелка из Петрозаводска Галина Ивановна. Едем в автобусе до Олонца. Гаврила Романович Державин был губернатором этих мест, тогда они так и назывались: Олонецкая губерния. По дороге – увлекательный рассказ Галины Ивановны о жизни и быте карелов. Запомнилось: от мужика, охотника и рыболова, должно пахнуть костром, от бабы – домашними пирогами...

В Олонце останавливаемся только на завтрак в местной современной гостинице. Городок небольшой. Местная досто­примечательность – регулярные зимние фестивали Дедов­Морозов, когда по улицам шествуют сотни этих ярких персонажей, участвующих во всевозможных традиционных соревнованиях вроде кидания валенка.

ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Приезжаем в Сортавалу. Ночёвка и отправка катером по Ладожскому озеру на острова Валаамского архипелага, в знаменитый монастырь.

В большом амбаре – местный музей, орудия труда монахов, специальные заплечные носилки для переноса кирпичей, рыболовные снасти, коляска для путешествия по острову и прилавок с традиционными валаамскими сувенирами – иконками на обломках местного камня. Жизнь монахов никогда лёгкой не была, в этом можно без труда убедиться уже в этом музее.

По крутой лестнице медленно взбираемся на гору Фавор, посещаем собор. Впечатляющая рака с мощами святых основателей Валаамской обители, мощи чудом уцелели после всех перипетий атеистической эпохи. По красивой лесной дороге проходим к двум монашеским скитам. Место, где на высоком холме стоит один из них, легенда связывает с именем Андрея Первозванного, принёсшего христианство в эти языческие края. В главном храме этого скита в советские времена была уст­роена прачечная пионерского лагеря, но теперь всё тщательно отреставрировано.

На крутой тропинке к скиту гид обращает наше внимание на сосну, обнажённые корни которой вцепились в огромные валуны, на которых и укрепилось это удивительное дерево: с трудом понимаешь, откуда черпает оно жизненные силы, так мало там земли. Поневоле приходит в голову банальная мысль о жизнестойкости столетиями живущих на этой трудной земле людей.

Кормят нас в монастырской трапезной. Пища скромная, но сытная и вкусная.

С сожалением оставляем монастырь и катером возвращаемся в сортавальскую гостиницу.

СОРТАВАЛА

Недалеко от гостиницы на высоком гранитном постаменте – внушительная фигура старца с окладистой бородой и чем­то вроде гуслей на коленях. Надпись на постаменте затёрта, и когда гиды спрашивают туристов, кто, по их мнению, этот старик, называют Леонардо да Винчи, Льва Толстого или Менделеева, только не героя карело­финского эпоса Вяйнамуйнена, которому, конечно же, памятник и поставлен.

По городу нас ведёт превосходный гид Елена. А судьба Сортавалы, города­мученика, поистине трагична. Только пара эпизодов: после того, как этот финский город в 1940 году отошёл к Советскому Союзу, жителям было предложено остаться или через несколько часов покинуть город, взяв с собой не более двадцати пяти килограммов пожитков. И жители до единого человека разом ушли из родных мест в Финляндию. На выходах патрули тщательно проверяли беженцев и изымали лишний груз. Вошедшие в город советские войска находили в печах ещё тёплый суп.

Город обжили русские переселенцы. Но когда началась Вторая мировая война, сюда снова пришли финны, и русские в полном составе покинули Сортавалу. Город снова встретил завоевателей пустыми домами и улицами. Когда же советские войска сюда вернулись, настал черёд финнам снова уходить, что они и сделали, и снова поспешно, снова все до единого человека.

Когда же отношения с Финляндией нормализовались, первые три года финны приезжали сюда, чтобы увидеть родные места. Говорят, многие из них возвращались в Финляндию с какими­то пакетами под мышкой. Никто не знает, что было в этих пакетах, горсть родной земли или выкопанные из тайников сбережения...

Гид рассказывает, что до войны проходившая здесь граница двух стран была чисто условной, финнам и родственным им карелам было нечего делить, и пограничники нередко заходили в сторожку соседней державы попить чаю и покалякать за жизнь. Оружие они оставляли на ступеньках...

МРАМОРНЫЕ КАРЬЕРЫ

Покидаем Сортавалу и едем на мраморные карьеры. По дороге ненадолго останавливаемся у Рускеальских водопадов, в том месте, где снимался эпизод из знаменитого фильма «А зори здесь тихие». Здесь Женька Камелькова прыгала в холодную воду, чтобы обмануть фашистов.

Подальше, на краю дороги, среди заросших окопов и сосен – большой каменный крест скорби (верхний снимок). С обеих сторон массивного четырёхугольного креста – две слившиеся с ним фигуры финской и русской матерей, обращённые лицами к кресту. Их руки бессильно повисли на перекладине. На моей памяти это единственный в нашей стране памятник, посвящённый сразу двум воевавшим друг против друга сторонам. Буквально крик о примирении, прекращении злодейского истребления народами друг друга.

Но вот и мраморные карьеры. Раньше русские называли Сортавалу Сердоболь, отсюда и название встречающегося в этих краях мрамора – сердобольский. Именно этим мрамором облицованы едва ли не все главные памятники Петербурга, Исаакиевский и Казанский соборы, Мраморный дворец и многие, многие другие постройки.

Карьеры превращены в превосходную туристическую дос­топримечательность. Отвесные мраморные скалы, выработки, заполненные прозрачной водой Мраморного озера, в которой при желании можно углядеть местных дайверов. Незабываемые виды. На площадке для автобусов нас встречают уморительные гномики, маленькие дети, снабжённые кирками, шахтёрскими лампочками и прочим инвентарём. Они трогательно и, честно говоря, не очень искусно исполняют какой­то фольклорный карельский танец, а потом сопровождают нас вместе с наряженными в национальные платья девочками постарше и хором желают нам счастливого путешествия. Мы ходим по старым выработкам, заглядываем в глубокие шахты, где нас пугает стрррашный вампир. Дети визжат от восторга. Обедаем шашлыками в местном летнем кафе.

СПЛАВ

Следующая остановка – сплав на надувных лодках, которые почему­то называются рафтами, что по­английски всё­таки не лодки, а плоты. Восемь километров все желающие могут проплыть по реке Шуе (на нижнем снимке), минуя громыхающие пороги, между которыми – тихая река с необыкновенной красоты речными видами. Соглашается на это мероприятие большинство группы. Сложность перехода минимальная, но впечатлений – на всю жизнь, особенно запоминаются пороги, брызги кипящей воды и, конечно, оглушительный визг женской части группы. До и после перехода – обед и ужин в лесу под растянутым между деревьями куполом парашюта. Карельский бальзам и популярная настойка «клюковка» не оставляют равнодушными даже непьющих.

КИЖИ

Но вот мы в Петрозаводске – столице Карелии. На «комете» по Онежскому озеру отправляемся в знаменитые Кижи. Место слишком известное, чтобы о нём рассказывать подробно. Со времени моего последнего посещения Кижей замечаю много положительных перемен, преж­де всего в смысле обслуживания.

Увы, главная достопримечательность – двадцатидвуглавая церковь Преображения Господня по­прежнему в плачевном состоянии, по всему её фасаду вертикально набиты уродливые брёвна, сдерживающие разрушающуюся постройку. Говорят, что реставрация церкви всё­таки ведётся, но так неспешно, что увидеть её в восстановленном виде в ближайшей перспективе вряд ли возможно. Каждое вынутое бревно отвозится в лабораторию, где подвергается тщательному анализу и определяется его судьба: вернуться на преж­нее место или быть заменённым. А таких брёвен будет пять сот.

ПЕТРОЗАВОДСК

Возвращаемся в Петрозаводск. Галина Ивановна ведёт нас по своему родному городу, главным образом по основной достопримечательности – набережной Онежского озера. Вдоль всей длинной гранитной набережной – цепочки памятников, подаренных городами­побратимами, один интереснее другого. Петрозаводцы слывут остроумными людьми, их даже называют северными одесситами. Вот и памятникам они дали забавные прозвища.

Первый на нашем пути – «Ухо мэра»: суковатое чёрное дерево, на голых ветвях которого должны висеть и позванивать колокольчики. Колокольчиков мы не застали: горожане их регулярно обрывают и уносят домой. Зато сохранилось прикреплённое к стволу ухо, в которое вам предлагается прошептать своё желание. Говорят, исполняются только желания не меньше, чем на миллион долларов.

Следующий памятник в очень условной манере изображает рыбаков, закидывающих в озеро сеть. Этакая проволочная конструкция, скелетообразные фигуры, немного напоминающие Дон Кихота и Санчо Пансу у Пикассо. У памятника несколько прозвищ, все сводящиеся к истощённому виду фигур: что­то вроде «Жертвы реформ» и проч.

А вот на низенькой платформе стоят столбики самой разной расцветки, размера и формы. Сам скульптор, как его ни расспрашивали, не смог объяснить, что это призвано означать, поэтому в городе всё это прозвали кто отвёртками, кто штопорами, кто хирургическими инструментами, а мне увиделись индей­ские тотемные столбы. Довольно занятно, надо сказать.

Силуэты женских фигур из толстой листовой стали прозвали кто железными леди, кто сборищем лесбиянок. А непонятная конструкция с фигурой русалки внутри – «Мечта маньяка».

Я позавидовал петрозаводцам: в нашем красивейшем городе интересной скульптуры почти вовсе нет. А тут – чуть ли не десяток сразу. Несправедливо!

СОЛОВКИ

Долгий переезд на автобусе в Кемь. По дороге – краткая остановка у одного из крупнейших в Европе водопадов Кивач. Тут же – дендрарий, в котором растут знаменитые карельские берёзы. Вопреки ожиданию, все они некрасивые, какие­то тощие, кривые и изогнутые, верхушка – обязательно раздвоенная. Но древесина у них очень твёрдая, красивая и, по причине редкости, дорогая. В киосках – всевозможные из неё изделия. Когда­то из карельской берёзы делали мебель, теперь – только вот такие небольшие поделки.

Обедаем в Медвежьегорске и поздно вечером прибываем в Рабочеостровск – пригород Кеми с причалом, с которого мы на дряхлом и облезлом катере отправляемся на Соловки. Три часа по Белому морю. Между прочим, вечером, в белые ночи, на закате оно и впрямь белое, точнее какое­то перламутровое, таинственно и холодно мерцающее.

И вот после довольно утомительного плавания перед нами, как в сказке про царя Салтана, незабываемая панорама Соловецкого монастыря. Древние башни из каких­то чудовищных валунов (как их только поднимали, как устанавливали?), а над ними белоснежные золотоглавые соборы, сверкающие в лучах заходящего солнца.

Нас размещают в необыкновенной недавно построенной гостинице на некотором удалении от монастыря. Домики деревянные, внутри всё убранство из остро пахнущих сосной брёвен и досок, на деревянных же кроватях – покрывала с северным народным узором. Засыпаем в полном блаженстве.

Утром идём на экскурсии. Их две: архитектурная и «Тюрьма Соловецкого монастыря от Ивана Грозного до Иосифа Сталина». Архитектура необычная для древнерусской традиции, рассчитанная на суровый северный климат и ураганы, невероятной толщины – местами шестиметровые – стены и уже упомянутые мною приземистые башни. Совсем недавно главы соборов ещё были сбиты, сами здания изуродованы во время существования здесь СЛОНа, «Соловецкого лагеря особого назначения», позже СТОНа – соответственно «тюрьмы особого назначения».

Жуткое впечатление – от тюремных каменных мешков шестнадцатого века. Узников заключали в пустоты внутри крепостных стен, причём крошечные отверстия, служащие для притока воздуха, нельзя было назвать окнами: свет сквозь них проникнуть не мог, ибо ход сквозь стены был извилистым. Через эти отверстия заключённым проталкивали объедки из монастыр­ской кухни – главным образом, рыбьи головы. Удивительно ли, что долгое время тут не выдерживал никто.

Но вдумаемся: за всё время существования соловецкой тюрьмы с шестнадцатого века до начала советской власти в ней побывало около пятисот человек. В СЛОНе и СТОНе за шестнадцать лет, с 1923 по 1939 год – сто тысяч, а если считать лагеря вокруг – то около миллиона. Масштаб, который не снился кровожадному маньяку Ивану Васильевичу.

После закрытия монастыря часть монахов добровольно осталась на Соловках в качестве вольнонаёмных работников. Одно время администрация лагеря ставила их на ответственные работы по учёту: на них можно было положиться, эти люди просто не умели врать и красть. Кому­то даже разрешали совершать службы. Потом их постигла участь всех остальных.

В зале, посвящённом ГУЛАГу, – множество фотографий узников, а над ними нависают – без комментариев – крупные портреты великого усатого людоеда и его подельников. Очень впечатляющее сочетание.

ДОМОЙ

Наше пребывание на Соловках подошло к концу. На этот раз на материк мы возвращаемся на удобном теплоходе.

Кемь, туристическая гостиница у самого причала. Поход к чётко виднеющимся вдали у самого берега моря постройкам, памятным всем, кто видел фильм Павла Лунгина «Остров»: церковка, котельная, даже выш­ка. Какой­то странный старик, который теперь живёт в этой церквушке, рассказывает про съёмки, показывает ящик, в котором лежал главный герой фильма, и даже головню, которую он кинул под ноги настоятелю монастыря.

Незабываемое путешествие. Вот уж поистине «Долго будет Карелия сниться».

Читайте также
  • 16.04.2011 И храм красоты удивительной... В Ярославской области с её древнейшими городами с тысячелетней историей, со старинными сёлами, великое множество самобытных памятников архитектуры, истории, живописи и природы.
  • 15.02.2011 Герои из прошлого нужны народу В Переславле-Залесском стартует благотворительный проект «Во славу Александра». В его основу положено современное видение исторической роли
  • 19.12.2007 Восковой Собинов обронзовелЛегендарный наш земляк Леонид Собинов наконец-то – да, обронзовел. Причём не в переносном, а в самом прямом – и наилучшем! – значении этого глагола. Мастера
  • 01.04.2006 Памятник «Тысячелетие Ярославля»Как уже сообщалось, к тысячелетию Ярославля в городе будет установлен памятник. Вчера стали известны первые подробности проекта. Один из вариантов – сделать
  • 16.07.2005 Москва опередит? Пока в поселке Борисоглебский разгораются страсти по поводу установки там памятника герою Куликовской битвы, монаху и воину Александру Пересвету, стол
  • 08.07.2005 Пытаясь заработать политические дивиденды О том, какими методами ведется война против установки в поселке Борисоглебский памятников Иринарху и Пересвету, все ярославские СМИ рассказали не раз.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают