К недостроенному зданию прилепилось раз в десять меньшее, вроде сарайчика, со скромной железной трубой помещение ныне действующей газовой котельной. Несмотря на скромные размеры, она исправно обеспечивает большой посёлок теплом и горячей водой.
Ещё недавно это энергетическое предприятие обслуживали по скользящему графику в три смены девять операторов и два слесаря. В посёлке в связи с резким сокращением сельхозпроизводства в девяностые годы котельная стала чуть ли не самым престижным предприятием. Здесь и в самом деле востребованы только грамотные, квалифицированные и дисциплинированные специалисты. Ещё бы, производство взрывоопасное и жизнеобеспечивающее.
Все 11 человек – члены профсоюза работников ЖКХ – трудятся в котельной по восемь – десять и более лет. Возглавляет профком оператор котельной Елена Алексеевна Меновская (на снимке).
С тех пор, как эта профгруппа создалась, не было к её работникам никаких замечаний по соблюдению технологии или трудовой дисциплине. Тем не менее на прошлой неделе все они были приглашены в администрацию сельского поселения получить свои трудовые книжки в связи с увольнением.
Ещё раньше, два месяца назад, каждому было вручено уведомление, подписанное главой администрации Валентиной Плакидой, в котором говорилось: «Постановлением главы Тутаевского муниципального района от 18.06.2007 г. № 668 «О внесении изменений в штатное расписание службы ЖКХ при администрации Чёбаковской сельской территории» занимаемая вами штатная должность сокращается. В связи с этим вы предупреждаетесь о том, что по истечении двух месяцев со дня получения вами настоящего уведомления официально может быть оформлено прекращение с вами трудовых отношений».
Формально причину повального увольнения энергетиков Никульской котельной районные власти объясняют недостатком средств на её содержание. Мол, плата предприятий и жителей за воду и тепло компенсирует расходы далеко не в полном объёме.
Следует отметить, что в 2001 году Никульская котельная вместе с энергоисточниками в посёлках Чёбаково и Судилово в нарушение антимонопольного законодательства были переведены районной администрацией из МП «Зенит» в состав Чёбаковской сельской администрации, куда входили все три посёлка. В 2002 году Тутаевский городской суд эту реорганизацию признал незаконной, так как заказчик услуг и их исполнитель не могут быть в одном лице. Но и после решения суда вплоть до нынешнего года котельная оставалась в структуре сельского поселения как служба ЖКХ.
Это нарушение закона привело к другим, более серьёзным, что больно ударило по заработкам никульских энергетиков. Работникам котельных Тутаевского района, остававшимся в системе ЖКХ, за эти годы неоднократно индексировались почасовые тарифы и тарифы за работу в ночные часы. Их зарплата регулировалась трёхсторонними тарифными соглашениями между работодателями, профсоюзом и администрацией. А никульские энергетики, выпав из этой системы, получали несравненно меньшую зарплату – по ставкам сельской администрации. К 2006 году разница между их реальной зарплатой и положенной по тарифному соглашению стала столь существенной, что назрел социальный взрыв.
– Мы получали примерно по три – три с половиной тысячи в месяц, а наши коллеги – по семь, – рассказывает Елена Меновская. – Не бастовать же нам, от нас зависит жизнеобеспечение посёлка, где и мы все живём. Я долго через секретаря добивалась встречи с главой администрации района Яном Андреевым, чтобы рассказать о нашей проблеме. А когда у него, наконецто, появилось время для разговора со мной, заболела и не смогла приехать в Тутаев. Встреча, которой я ждала полгода, сорвалась.
В прошлом году работники котельной решили посоветоваться о возникшей ситуации с обкомом профсоюза. Там подтвердили, что закон на их стороне, надо подавать иск в суд и требовать возвращения разницы в зарплате, установления нормального статуса котельной. Суд долго откладывался изза неявки ответчика, но в конце прошлого года состоялся и решил дело в пользу работников. За второе полугодие 2006 года им выплатили разницу в зарплате – по 25 – 30 тысяч рублей, всего около 350 тысяч.
– Однако статус котельной не был изменён, нам опять платили меньше положенного. Мы снова обратились в суд, – продолжает Елена Алексеевна. – За первое полугодие этого года суд обязал ответчика выплатить всем работникам котельной уже 500 тысяч недоданных рублей.
Справедливости ради, отметим, что со стороны администрации муниципального района были предприняты шаги для сглаживания конфликта во внесудебном порядке. В феврале прошлого года постановлением главы района премиальные персоналу котельной стали начисляться не 20 процентов от тарифа, а сорок. При этом общий заработок операторов увеличился примерно до пяти тысяч в месяц, но с уровнем оплаты их коллег из «Зенита», где действовало тарифное соглашение, всё равно не сравнялся. Кроме того, в отличие от твёрдой тарифной ставки, премия – величина непостоянная, зависит и от воли начальника, и от финансовых возможностей организации.
Строптивость энергетиков, отстаивающих свои права, а главное – необходимость искать в бюджете лишние полмиллиона, привели к тому, что администрации района и поселения стали искать пути снижения затрат на отопление посёлка. И нашли выход в создании МУП «Никульское ЖКХ». При реорганизации было решено сократить число операторов – оставить вместо девяти четверых, остальных уволить. Работники котельной восприняли это решение как расправу.
Председатель обкома профсоюза Леонид Ермоленко по просьбе энергетиков провёл переговоры с Яном Андреевым, начальником финансового управления района Андреем Мининым и директором управления единого заказчика муниципального района Олегом Зелениным. Договорился, что операторов не уволят до решения вопроса о передаче основных фондов и штата работников в другую организацию, денежные претензии по судебному иску выполнят до 1 декабря 2007 года, а разницу в зарплате за следующие месяцы погасят по графику до 1 марта. В свою очередь Леонид Константинович уговорил работников Никульской котельной не тревожить приставов, потерпеть до конца года с выплатой недостающей зарплаты, причитающейся им по решению суда.
– Протокол совещания я направил в администрацию муниципального района со своей подписью, – утверждает Ермоленко. – Глава должен был его подписать, внеся необходимые поправки. Но с подписями руководителей района документ ко мне так и не вернулся.
И вот работников котельной увольняют.
Мы попросили разъяснить ситуацию автора полученного работниками уведомления Валентину Плакиду. Сокращение штатного расписания Никульской котельной в новом предприятии она объяснила исключительно желанием руководства МУП ЖКХ района свести концы с концами и сберечь часть средств за счёт рационализации производства. Но сразу предупредила: поскольку сфера ЖКХ на баланс поселения не передана, она к этой рационализации отношения не имеет, может только поделиться своим мнением.
– Я сама сочувствовала женщинам-операторам, что они при столь высокой квалификации зарабатывают всего три с половиной тысячи в месяц. Их требования были справедливы, – заметила Валентина Ивановна. – Но и администрацию района понять можно. Оставлять на такую маленькую котельную одиннадцать человек разорительно. Всех не уволят. Как только МУП «Никульское ЖКХ» официально зарегистрируют, примут на работу и операторов, и слесарей. Платить им будут так, как решил суд, то есть по согласованным с профсоюзом тарифам, более семи тысяч рублей. Котельную станут обслуживать четверо слесарей – мужчин, обученных смежной профессии оператора, и четыре женщины из тех, что работали раньше.
Таким образом, считают в МУП ЖКХ района, будет соблюдено требование техники безопасности – иметь не менее двух операторов в смену. А пять операторов высвобождаются.
Получается, что члены профгруппы Меновской добились законной зарплаты ценой своего рабочего места. Оператору газовой котельной найти работу по специальности в небольшом сельском посёлке невозможно. У многих из этих женщин есть дети. Да и платить за квартиру теперь будет нечем. Перспектива же прокормиться огородом весьма призрачна. Логично всё продумали в районе с рационализацией, да несправедливо. И, как оказывается, не совсем законно.
– В едином тарифно-квалификационном справочнике записано, что операторы котельных как специалисты высокой квалификации не имеют юридического права совмещать профессии, – пояснил Ермоленко. – Это вызвано особыми условиями труда, связанными с повышенной взрыво- и пожароопасностью производства. Тем более нет такого права у слесарей.
Так что ещё неизвестно, как инициативу МУП «Никульская ЖКХ» по сокращению штатов котельной оценят в Ростехнадзоре.
Конфликт в Никульском вроде бы местного разлива, но подобное может случиться в любом из поселений других районов. Дело в том, что Тутаевский район стал в области пилотным по реализации 131-го закона об административной реформе. И здесь впервые попытались передать ЖКХ сельскому поселению. Наверное, поторопились, так как механизмы этой передачи и финансирования отрасли в новых условиях ещё не отработаны. Но с марта должна начаться массовая передача управления ЖКХ на уровень поселений. Не станут ли тиражироваться и конфликты, подобные тому, что произошли в Никульской котельной?
энергетик | 14.01.2012 в 02:52 | ответить0
ребята!!! пускай бюрократы ихнию зарплату сокращают
энергетик | 14.01.2012 в 02:54 | ответить0
Так что ещё неизвестно, как инициативу МУП «Никульская ЖКХ» по сокращению штатов котельной оценят в Ростехнадзоре.
энергетик | 14.01.2012 в 02:55 | ответить0
Так что ещё неизвестно, как инициативу МУП «Никульская ЖКХ» по сокращению штатов котельной оценят в Ростехнадзоре.