Вот как одна неблагополучная семья с улицы Жукова недавно наконецто расплатилась с крупным долгом. Год назад один из членов семьи, тридцатидвухлетний безработный Сергей, «попал на бабки», врезавшись на чужой машине в другую чужую машину. Суд оценил возмещение ущерба в 45 900 рублей. Имущества, которое можно было бы арестовать и изъять в качестве уплаты долга, Сергей не имел. Он долго уклонялся от исполнения решения суда, прятался, скрывался, отказывался получать соответствующую корреспонденцию. После того, как должника объявили в розыск, к приставам пришла его сестра. Сказала, что долг за Сергея семья отдаст, но постепенно, потому что материальное положение тяжёлое, на жизнь зарабатывает только (!) пожилая мама. В течение полугода она приносила деньги, и к сентябрю необходимая сумма была возвращена полностью. Сам же Сергей в районном отделе службы приставов так и не появился.
По данным УФССП по ЯО, самые распространённые виды задолженностей – по кредитам, по квартплате, по налогам и штрафы ГИБДД. Когда долг взыскивается через суд, «выбиванием» денег из должника занимаются судебные приставы. Возбуждается исполнительное производство. В течение пяти дней можно погасить долг добровольно. Если же за это время судебный акт не исполнен, должник не заявил о себе и никак не отреагировал на отправленные ему уведомления, приставы осуществляют принудительные меры в соответствии с действующим законодательством.
Так, например, могут арестовать имущество злостного неплательщика – его деньги на банковских счетах, транспортные средства, сельхозтехнику, недвижимость. Если должник продолжает упорствовать, арестованное имущество пойдёт «с молотка». Распространённые меры принуждения – ограничение выезда из страны, штрафы и исполнительские сборы. Исполнительский сбор – обязательная мера, увеличивающая неуплаченный вовремя долг ещё на семь процентов. Оштрафовать могут как должника, так и того, кто сознательно или неосознанно его прикрывает, мешая приставам. Случается так, что должностные лица противодействуют исполнителю, не предоставляя вовремя информацию об имуществе неплательщика. А своевременность информации очень важна: должникуклонист в любой момент может снять имущество с регистрации.
В том случае, если пристав установил, что долг не уплачен по уважительной причине – например, человек не получил постановление о возбуждении исполнительного производства, ему вновь предоставляется срок для добровольного исполнения. Кроме того, должник имеет право обратиться в суд за отсрочкой, рассрочкой и уменьшением суммы исполнительского сбора.
– Взыскание задолженности – это большой труд, – говорит Анна Виноградова, начальник отдела организации исполнительного производства УФССП по ЯО. – Наши законы очень гуманны по отношению к должникам. Несмотря на меры, принимаемые приставами, люди стараются всячески уйти от долгов. Уклоняются даже те, у кого есть реальная возможность расплатиться. Все надеются, как говорится, «на авось». А вообщето нужны более жёсткие меры, вплоть до ужесточения уголовной ответственности за неисполнение решения суда. Скорее всего, в конце этого года появится новый закон об исполнительном производстве, где принудительные меры для должников будут ужесточены.
Ради того, чтобы не платить долги, люди скрываются, регистрируют имущество не на себя, а на родственников, отказываются получать уведомления о задолженностях и даже подают в суд на самих приставов.
– Некая организация в установленный срок не расплатилась по долгам, – приводит пример Наталья Иванова, главный специалист юридического отдела УФССП по ЯО. – Мы взыскали с неё исполнительский сбор. Тогда организация обратилась в районный суд с просьбой отменить сумму сбора, ссылаясь на тяжёлое материальное положение. Суд отменил постановление о сумме сбора. Но наш пристав подал жалобу в кассационную инстанцию Ярославского областного суда, предоставив в качестве доказательства бухгалтерский баланс организации, подтверждающий, что средства у неё есть. Суд признал действия пристава правомерными, но снизил сумму сбора с семи процентов до четырёх. Физические лица тоже часто подают в суд, обрисовывая в мрачных красках своё финансовое положение – и им идут навстречу. Но полностью сумму сбора, которая приплюсовывается к основному долгу, отменяют редко, в основном только снижают.
Впрочем, есть должники, подающие положительный пример. Так, ярославская предпринимательница Мария Пятакова, взявшая кредиты для покупки разорившего её ликёроводочного завода одновременно в десяти банках и в нескольких из них заложившая личное имущество. Она задолжала в общей сложности 30 миллионов, на сегодняшний день отдала около половины суммы и продолжает регулярно встречаться с приставами. Для уплаты долга ей пришлось пожертвовать оборудованием и товарами из своих четырёх магазинов. При этом Мария считает, что получила хороший урок на будущее.
Служба приставов существует в Ярославской области уже около десяти лет. За это время люди изменились: теперь должники стремятся защитить себя экономически и юридически, а кредиторы стали чаще требовать возвращения долгов через суд. Кстати, те деньги, которые приставам таки удаётся стрясти с должников, вместе с налоговыми сборами идут в ту часть государственной казны, из которой населению выплачиваются надбавки и пенсии.