– Полвека – солидный возраст, есть что вспомнить...
– Это уж точно. История Ярославского телевидения берёт начало с ноябрьских дней 1956 года, когда была создана местная студия телевидения. Занималась этим группа энтузиастов на любительском уровне, и только потом телевидение получило какуюто общественную и административную поддержку, в том числе и помещение – бывший магазин в здании на углу улиц Свободы и Володарского (сейчас там находится детская школа искусств). Официально первая передача ярославской студии вышла в эфир 22 сентября 1957 года. Двумя годами позднее, в 1959м, вступил в строй Государственный телевизионный центр, и построена одна из первых в стране радиорелейная линия. Ярославцы впервые увидели передачи первой программы из Москвы. В этом же году телевидение перешагнуло границы областного центра. В 70х годах коллектив Ярославской студии телевидения трижды выходил с собственными часовыми программами на всесоюзный телеэкран.
– Сергей Николаевич, я знаю, что история строительства нового здания телестудии сродни детективной...
– Да, в то время нельзя было построить студию в субъекте федерации. И вот Фёдор Иванович Лощенков, бывший первый секретарь обкома партии, принял хитрое решение: договорился с Министерством образования о строительстве под одной крышей Института повышения квалификации учителей и студии телевидения. Но строилось это здание как новая школа.
– Надо же, как всё запутано...
– Ещё как! 31 августа госкомиссия приняла здание «школы» вместе с партами, школьными досками и всем прочим положенным скарбом, а на следующий день, 1 сентября, началась эвакуация школьного имущества, подготовка нового проекта планировки и прочие архитектурные премудрости, в итоге которых телестудия получила в своё распоряжение одну треть нового здания. Так что наши студии и аппаратные сегодня располагаются в бывших спортивных и актовых залах. Официально Ярославское телевидение отпраздновало новоселье в 1989 году. Тогда же мы полностью перешли на цветное вещание. 29 декабря 1991 года образована государственная телерадиовещательная компания «Ярославия» – дочернее предприятие Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. С сентября 2002 года «Ярославия» вошла в число первых 18 региональных телекомпаний страны, выпуски новостей которых стали выходить под маркой программы «Вести». Изменились оформление программы и сетка вещания. Наш эфир стал органичным продолжением вещания канала «Россия» в нашей области.
– За эти годы произошло, безусловно, многое. Но какието поворотные, принципиальные моменты обозначить можно?
– Самое главное на сегодняшний день – это потеря юридической самостоятельности. С 1 января 2005 «Ярославия» преобразована в филиал федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», куда входят региональные студии всех субъектов федерации, радио и телевидение «Россия», «Маяк», «Культура»... Это мощный холдинг, работающий с огромной прибылью.
– Потеря юридической независимости конкретно для «Ярославии» – это плюс или минус?
– Я и сам хотел бы это знать. Прежде всего, мы не вольны теперь в принятии какихлибо решений: всё должно быть согласовано с Москвой, а это – дополнительная волокита...
– Это – минус...
– С другой стороны – есть чёткие московские установки, как надо работать, есть единые стандарты, что вроде облегчает работу.
– Это – плюс.
– Да, это напоминает известный мультипликационый фильм «Пёс в сапогах», в котором главный герой поёт: «Меня не слышат – это минус, но и не гонят – это плюс...». Что изменилось кардинально, так это наш «репертуар». Когдато студия могла похвастать своими тематическими программами, мы получили за них немало наград на российских, международных, региональных конкурсах и фестивалях. Сегодня по существу мы являемся чисто информационной студией. Но если брать местный телерынок, то «Ярославия» – абсолютный лидер в информационном вещании. У нас больше всех выпусков, они выходят с определённой периодичностью – это 11 выпусков ежедневно по будням и большая итоговая информационно аналитическая программа «Вести: события недели» в выходной день.
– Это – ещё один плюс существования внутри ВГТРК?
– Да, это те самые преимущества принадлежности к большой семье ВГТРК. У нас есть унифицированная сетка вещания, по которой мы работам, у нас есть регламент, который мы не можем нарушить ни в коей мере. Что касается развития самой студии, то здесь всё обстоит достаточно благополучно: в текущем году мы полностью переходим на цифровое вещание – это определённый прорыв в технологиях; планируем полностью заменить центральную аппаратную. Что касается рейтинга наших программ, то согласно мониторингу, проводимому независимым агентством «Гэллап Медиа», он достаточно высок. Вот, например, новости, которые вышли в эфир в воскресенье в 812 утра, смотрело 26 процентов аудитории, которая в этот момент находилась у экранов телевизоров, то есть каждый четвёртый зритель. Даже московский информационный блок, который был в эфире перед нами, получил лишь 18 процентов аудитории против наших 26. Что, безусловно, приятно, но эти рейтинги самим телевизионщикам не нужны, они служат приманкой для рекламодателей.
– Как я понимаю, и на этом фронте у вас всё благополучно?
– Да, наше рекламное время продаёт компания «Видео Интернэшнл трэнд», и они выбирают все квоты, положенные по закону о рекламе.
– Вам не тесно в рамках информационного поля, не жалеете об отсутствии тематических программ?
– И да, и нет. С одной стороны, журналистский потенциал, конечно, не исчерпывается одним лишь добыванием информации, но с другой стороны Москва, наверное, правильно поступила, сконцентрировав нас именно на информации. Производство серьёзной тематической программы финансово ёмко, и на местном уровне сделать хорошую передачу очень сложно. Но даже на информационном поле существенно отличаемся от коллег тем, что мы единственная компания, которая работает на область, и это накладывает на нас определённые обязательства. Конечно, жителям Пошехонья или Любима хочется видеть в информационных блоках «Вести. Ярославль» и своих земляков, и события, которые происходят у них в районах, а такую информацию можем предоставить жителям области только мы, «Ярославия».
– Сергей Николаевич, насколько мне известно, вы прошли с компанией долгий путь.
– Я пришёл в комитет по телевидению и радиовещанию в декабре 74го, вернувшись из армии. Сразу попал в редакцию информации областного радио, где проработал до февраля 1997 года. Прошёл все ступени карьерной лестницы: корреспондент, старший редактор, зав. отделом, главный редактор, заместитель директора компании по радиовещанию... вплоть до сегодняшней должности.
– Не жалеете о журналистских буднях?
– Это моя молодость (как не жалеть?), другой темпоритм жизни. Но и в должности руководителя тоже есть свои приятные моменты. Считаю, что я для компании сделал немало, и она далеко не худшая.
– Ну, это вы явно скромничаете. Каким вы видите завтрашний день «Ярославии»?
– Никаким не вижу.
– То есть?
– Вот, например, мы жили–не тужили и по субботам имели два часа вещания – с 16 до 18 часов. А со 2 сентября мы будем выходить по одному часу в субботу и в воскресенье – пришло указание из Москвы. Вот они «радости» потери юридической независимости. Поэтому говорить о какихлибо долгосрочных планах бессмысленно. Рад бы поведать о перспективах, да не могу, сам не знаю. Определённо могу сказать одно: компания в информационном вещании достаточно сильна, у нас хорошие кадры, серьёзное техническое и инженерное обеспечение – есть все возможности, чтобы работать дальше и быть на высоте.
– Что бы вы хотели пожелать сотрудникам компании в день рождения?
– Журналистам я желаю не терять любопытства и интереса к жизни, а всем вместе нам необходимо помнить, что телевидение, так же как и театр, – искусство коллективное, и поэтому здесь важен общий настрой на результат. И тогда всё у нас получится.