Публичные слушания по проекту решения муниципалитета «О внесении изменений в генеральный план Ярославля» состоялись в помещении администрации Фрунзенского района, и народ в основном собрался отсюда. Но было объявлено, что предполагаемые изменения коснутся двух районов города – этого и Заволжского. Поскольку заволжские проблемы собравшихся в зале не взволновали и дискуссии не вызвали, упомянем о них и мы лишь в порядке информации.
Речь идёт о территории в окрестностях улицы Колышкина. Когдато здесь, за «Резинотехникой», существовала хлебная база, сейчас она в запустении. В связи со строительством нового моста через Волгу появилась возможность разместить на этом месте новый жилой район. В генеральном плане хлебная база и её санитарная зона значатся как промышленная зона, теперь предлагается перевести её в разряд территорий для жилищного строительства.
Что до жителей Фрунзенского района, то их касаются новые планы в отношении улицы Гоголя. Вместо транспортной магистрали районного значения как сейчас, эта улица должна стать магистралью общегородского значения.
Что это значит и чем обернётся для населения, объяснил главный архитектор Ярославля Аркадий Бобович.
Город исторически развивался в сторону Москвы и других соседних центров. Отсюда сложившиеся направления основных улиц. Они «работают» и сейчас, но не обеспечивают достаточно удобные связи внутри города. Особенно это стало видно теперь, когда резко выросло и продолжает расти количество автомобилей.
Необходимую связь между районами города должны обеспечить транспортные кольца. Главным сооружением на одном из них должна стать Карабулинская развязка. Она свяжет кратчайшим путём район массового строительства по проспекту Фрунзе через Которосль со всем остальным городом, в том числе Дзержинским районом. Роль улицы Гоголя при этом становится одной из важнейших. Все транспортные развязки на ней предполагается сделать в в нескольких уровнях. Таким образом эта улица сможет пропустить больше транспорта и, как ни странно, улучшить экологию. Ведь самые большие автомобильные выбросы регистрируются на перекрёстках, а когда транспорт пойдёт непрерывным потоком, выбросов станет меньше, объяснял Бобович.
И всётаки как можно будет нормально жить на этой улице, если домам, которые выходят прямо на неё, и сейчас не дают покоя автомобили? Предугадывая эти вопросы, главный архитектор ответил на них так. Нынешняя улица Гоголя станет лишь местом подъезда мусороуборочных машин, «скорой помощи» и другого обслуживающего транспорта. А весь основной транспорт пойдёт по новой широкой дороге, ось которой предполагается существенно отодвинуть от жилой застройки в сторону торгового центра «Фараон». Более точные расчёты ещё впереди.
Детализируя сказанное главным архитектором, заместитель мэра, директор департамента городского хозяйства Валерий Пенкин сказал, что в зону строительства Карабулинской развязки попадает около 110 объектов (не только жилых) Красноперекопского и Фрунзенского районов. Как он выразился, «немного ущемляются» при этом интересы жителей двух больших домов – № 3 по улице Гоголя и № 137 по Московскому проспекту. Власти будут искать выход: или расселять дом № 3, или делать тройное остекление, обеспечивать другие защитные меры. Заключения по экологии всей этой идеи ещё нет, соответственно более чёткие намерения сформируются позже.
Первый этап строительства – от улицы Ньютона до проспекта Толбухина, второй этап – до проспекта Фрунзе. Начало работ – 2008 год, конец – августсентябрь 2010го. Пенкин признал, что строительство пойдёт «по живому телу Ярославля», и заверил, что будет сделано всё, предусмотренное законом, для соблюдения интересов граждан.
Судя по реакции зала, намеченное действительно идёт «по живому». Если будут многоуровневые развязки, то как взбираться на них с колясками? Район и так экологически загрязнён – что всё же будет дальше? С одной стороны предполагаемой развязки детсад, с другой – школа. Об этом подумали?
Жительница дома № 32 по улице Гоголя выступила особенно эмоционально.
– Дом построен в 1974 году, и мы с тех пор всё время за чтото боремся: за холодную воду, за горячую, за то, чтобы наш дом внесли на план города (его в своё время там почемуто не оказалось). Рядом с домом день и ночь идут поезда, от грохота даже кошка под кровать залезает. Так что, когда будете окончательно уточнять новую магистраль, не забудьте определить, как она пройдёт по отношению к нашему дому. Похоже, опять по нам.
– Дом № 32, видимо, будет снесён, – ответил Валерий Пенкин. – Но это программамаксимум. А программаминимум, повторяю, это строительство от улицы Ньютона до проспекта Толбухина.
Поиск технических решений по ряду домов, по словам Пенкина, продолжается. В том числе по тем домам, условия проживания в которых оказываются на грани действующих норм.
Были вопросы по Суздальскому посёлку. Меньше всего будет этим строительством затронут он, прозвучал ответ из президиума. До ближайших его домов от новой магистрали 30 – 40 метров. Но появится улица общегородского значения, и прилегающей к ней застройкой всё равно заниматься придётся: приводить в порядок, благоустраивать.
Многие обратили внимание, что в проекте решения муниципалитета, вручённом участникам публичных слушаний, предусматривается трамвайное движение. А это дополнительный шум. На что было сказано, что в задании на проектирование никакой трамвайной линии не закладывалось. Заместитель мэра Сергей Ястребов вспомнил, что по предыдущему генеральному плану 1970х годов «трамвайная перспектива» для этого района действительно была обозначена. Но даже если к ней всётаки придётся вернуться, это будет не тот транспорт, который дребезжит по улицам сегодня, а так называемое лёгкое метро. Абсолютно бесшумная трасса, способная быстро доставлять пассажиров от Липовой горы до Волгоградской улицы.
Итог всему разговору подвёл заместитель мэра Владимир Смирнов.
– Я понимаю волнения людей. Тем более, что на некоторые вопросы мы пока ответить не в состоянии. Полная ясность по каждому дому появится, когда будет готова рабочая документация. Сейчас просто выбираются наиболее выгодные общие решения. Но действовать нужно, ведь перед нами проблемы не только Фрунзенского района, а всего города. Если сейчас ничего не предпринимать, через дватри года в городе будут часовые пробки.
Что касается домов, подлежащих расселению, то, как отметил Владимир Смирнов, расселять людей будут только в новые дома. Он убедительно просил проникнуться важностью обсуждаемых планов для всего Ярославля. Городу дают деньги «под юбилей», на свои собственные Ярославль никогда такого бы не потянул.
В дополнение к заявленной теме публичных слушаний прозвучала ещё одна – о строительстве завода лёгких металлоконструкций. Завод предполагается разместить южнее пивзавода, там, где планировалось строить жильё. И сохранить рядом с ним ещё некоторую резервную зону для будущих небольших производств. Для чего опять же потребуются некоторые изменения генерального плана. Власти считают их оправданными: жителям «Сокола» приходится ездить на работу в другие концы города. Крупных предприятий – таких, какими были судостроительный и радиозавод – во Фрунзенском районе не осталось. Нужно создавать новые рабочие места, что отчасти облегчит и транспортные проблемы в городе.
Непонятно одно: почему не использовать для нового завода уже существующие, но недействующие промплощадки?
Публичные слушания – сравнительно новая форма общения жителей с представителями власти. Битком набитый большой зал и множество вопросов – свидетельство того, что люди не безразличны к тому, как будет развиваться город. Реакция жителей в целом понятна, значит, и дальше надо будет объяснять, доказывать. Главное, не подгонять всё к готовому ответу.