Один из красивейших уголков Даниловского района – лес между селом Середа и деревней Рылово на берегу реки Касть продолжает оставаться предметом конфликта между администрацией муниципального района и жителями Середского сельского поселения.
Напомним, что селяне считают небольшой, но красивый Рыловский лес своим местом отдыха, сбора ягод и грибов, а Середская школа ещё и зелёным классом для занятий по биологии и географии.
И вот этот лес, расположенный на землях сельлесхоза, то есть государственных, находящихся в бессрочном пользовании у колхоза «Верный путь», администрация хочет перевести в другой вид пользования. Выставить на торги для продажи организациям и частным лицам, желающим соорудить здесь базу отдыха. Обо всём этом было рассказано ещё весной («Рыловский лес выставляют на торги» «Северный край» 18 мая 2007 г.).
Жители Середы и деревни Рылово решительно против вторжения чужаков – «новых русских», как они говорят, которые затеют здесь строительство капитальных коттеджей, перегородят лес заборами и в итоге его погубят. Администрация и глава муниципального района Анатолий Иваницкий также заняли поначалу неуступчивую позицию. С тех пор противоборствующие стороны неоднократно встречались, а местные жители направляли письма в редакции газет и экологические организации с просьбой защитить Рыловский лес.
В последней публикации на эту тему, мы сообщили, что депутаты земского собрания сняли с обсуждения вопрос о судьбе Рыловского леса, решив не вмешиваться в дальнейшие события. По просьбе газеты изучить ситуацию на месте и выслушать доводы сторон в Рыловский лес приехали с нашим корреспондентом глава муниципального района Анатолий Иваницкий, начальник районного управления муниципальным имуществом Валентина Смирнова, глава Середского сельского поселения Алла Холоднова, советник губернатора области по вопросам экологии, академик РЭА, доктор биологических наук Владимир Лукьяненко и председатель комитета по природопользованию и охране окружающей среды администрации области Сергей Лихобабин.
Валентина Алексеевна предложила вместе с нами на месте, как говорится, в натуре посмотреть на предмет спора. Захватила с собой и межевое дело, которое как раз готовится для того, чтобы решить судьбу лесного участка.
Раскрыв карту прямо на капоте машины, мы выяснили, что с момента начала спора многое уже изменилось, и в действиях администрации наметился существенный компромисс. На торги будут выставлены не все 7,7 гектаров, как намечалось ранее, а лишь 1,7 га.
– Мы можем без ущерба для леса продать площадку, которую тридцать лет назад занимали павильоны пионерлагеря – это 1,1 га. И еще шесть соток для прогулок, – пояснил Анатолий Иваницкий, – по всему остальному лесу вы, рыловские жители, сможете гулять свободно, никаких там заборов не будет.
– Анатолий Васильевич, а не получится так, что эти покупатели одной ногой сюда встанут, потом второй, потом поперёк лягут, а за ними и другие придут, – возразила Наталия Смирнова из деревни Рылово.
– Прежде, чем чтолибо строить, с вами, соседними жителями и экологами будут согласованы условия строительства. Сельское поселение вправе выдвинуть обременения для новых пользователей, чтобы вам до Рылово, например, провели за их счёт асфальтовую дорогу, чтобы сохранили наиболее ценные деревья. И вообще мы обяжем застройщиков, чтобы ничего не трогали в лесу. Здесь видите заросшие каменные ступеньки, где стояли павильоны, ничего и не растёт, места достаточно для коттеджей.
– А почему вы именно за наш участок леса зацепились? Разве мало таких же вдали от деревни, где новые поселенцы никому бы не мешали?
– «Верный путь» уже несколько лет не платит налоги за эту землю, но и не отказывается от её бессрочного использования. Если до 1 января будущего года мы не переведём эти земли в особо охраняемые лесные, то они отойдут к гослесхозу, – ответила на этот вопрос Валентина Алексеевна. – И у поселения не будет источника поступления налогов. А так новые хозяева 50 процентов выкупа будут платить в бюджет поселения и вторую половину – в бюджет района. И ещё соответственно арендную плату, а после выкупа – налог. Других участ-ков на продажу в поселении просто нет. Они поделены на паи и являются уже чьей-то собственностью.
– Мы считаем, что после продажи лес погибнет, – продолжала настаивать Маргарита Патыченко. – Ведь повезут сюда тонны стройматериалов. Придёт тяжёлая техника рыть котлованы под дома. Весь лес избезобразят.
– Берём на себя контроль за тем, чтобы ни одно дерево не пострадало, – заверил Сергей Лихобабин.
– Со своей стороны замечу, что администрации следовало бы с самого начала подробней и конкретней объяснить людям свои намерения и планы, – заметил Владимир Лукьяненко. – Всякого рода замалчивания, действия втихую вызывают недоверие, слухи и недовольство населения. И до объявления аукциона всем нужно выслушать предложения местных жителей, где должны быть устроены дороги через лес к деревне, где подходы к реке и включить их в существенные условия продажи земли участникам аукциона.
– Должен пояснить, что за границы отведённого участка земли застройщики не имеют права выйти, – дополнил Анатолий Иваницкий. – На время строительства мы даём победителям аукциона участок не в собственность, а в аренду. Только потом они будут его выкупать. И если они нарушат условия, то потеряют право на выкуп.
Во время дальнейшей беседы выяснилось, что аукцион вообще может не состояться. Дело в том, что в Рыловском лесу 30 июня побывали представители ярославской организации Всероссийского общества охраны природы. Председатель организации Тимофей Колпаков и доктор биологических наук Вера Горохова обследовали выделяемый участок. Они не только в лесу, но и на предполагаемой под застройку территории бывшего пионерлагеря обнаружили много редких деревьев и растений, представителей животного мира. Неудивительно. Места здесь девственные, воздух чистый, никакой промышленности рядом нет. И потому понятно, что перечень природных раритетов занял полстраницы убористого текста. Названы шесть видов растений, занесённых в Красную книгу области.
А прямо в центре будущей строительной площадки экологи обнаружили редчайший для наших мест и требующий особой охраны эксклюзив – гребёнчатую ель высотой с пятиэтажный дом.
«Впервые выявленная здесь форма ели обыкновенной с гребёнчатым типом ветвления – наследственная, – пишут в своём заключении Тимофей Прокофьевич и Вера Васильевна, – и представляет большой научно-практический интерес для зелёного строительства. Среди краснокнижных видов животных отмечены журавль, филин, совы». Далее авторы делают вывод, что Рыловский лес нуждается в особой охране.
– Мы изучим материалы обследования. Если выяснится, что названные в заключении природоохранной организации растения и животные нуждаются в таком статусе особой охраны, – заверил Владимир Лукьяненко, – никакого строительства здесь мы вообще не допустим.
Как бы ни было это при-скорбно, но ситуации, подобные той, что сложилась в Середе, сегодня повторяются в разных вариациях повсеместно. По облас-ти кочуют заезжие рейдеры – агенты компаний, которые сами ничего строить не собираются, но выбирают лучшие участки земли у леса, реки, озера, чтобы перепродать с многомиллионной накруткой. Это уже ощутили на себе жители сёл вокруг Рыбинского водохранилища. Нарастающая тенденция спекуляции землёй опасна. Исключёнными из объектов экологического туризма, который область собирается развивать, окажутся самые ценные ландшафты. Как бы не пришлось потом тем же муниципальным образованиям за громадные деньги выкупать у новых собственников землю, которой ещё недавно владели сами.
Такая угроза уже становится реальной, например, для осуществления проекта национального парка Молога. Вот уже год висит над шоссе Москва – Холмогоры растяжка: «Продаются участки земли на реке Сить». А ведь это на уже существующем, проложенном землячеством мологжан маршруте будущего природно-исторического национального парка, на дорогах к святому месту Ситской битвы.
Так вот незаметно, по частям и разрушатся намеченные с размахом проекты: сделать Ярославскую область Северной Швейцарией.
Всего три года назад русло реки Касть на 250 гектарах между двумя автомобильными мостами через речку, то есть как раз в районе Рыловского леса, было включено в список охраняемых природно-исторических ландшафтов. Какая же это охрана, какой это будет ландшафт, если его искромсают заборами частных владений?