В соответствии с законодательством ежегодно до 1 сентября Пенсионный фонд РФ осуществляет рассылку извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов застрахованным лицам, формирующим накопительную часть пенсии. До 2005 года право на неё имели мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1957 года рождения и моложе. С 2005 года это право распространяется только на граждан 1967 года рождения и моложе.
Информационные письма доставляют работники почтовых отделений. Содержащаяся в письмах информация является конфиденциальной и доставляется заказными письмами, поэтому почтальон не вправе оставить письмо ПФР в почтовом ящике. По договору между Пенсионным фондом РФ и ФГУП «Почта России» неврученное извещение дожидается адресата на почте два месяца. По истечении указанного срока оно направляется на хранение в территориальный орган ПФР в соответствии с адресом гражданина, указанного на извещении.
Зачастую письма не доходят до адресата в связи с неверно указанным адресом получателя извещения. В связи с этим следует отметить, что информирование происходит по адресу, который указывает работодатель в индивидуальных сведениях, ежегодно представляемых на всех работающих у него застрахованных лиц. Если адрес проживания изменяется, необходимо в первую очередь сообщить об этом по месту работы, тогда на следующий год письмо будет доставлено по новому адресу.
В случае получения письма, адресованного другому лицу, необходимо, не вскрывая конверта, возвратить его в почтовое отделение или передать в ближайшее территориальное управление ПФР.
В направленном извещении содержится информация о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС) застрахованного лица в ПФР.
В первой части извещения содержатся сведения о страховых взносах на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Здесь отражаются страховые взносы, поступившие за 2006 год, а также взносы 2002 – 2005 гг. нарастающим итогом с учётом дохода от их временного размещения.
Также в этой части извещения указывается доход от инвестирования за 2006 год, полученный выбранной гражданином управляющей компанией, и наименование управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, осуществляющих в текущем 2007 году инвестирование средств пенсионных накоплений в соответствии с заявлением застрахованного лица, поданным в 2006 году или ранее. Если пенсионные накопления находятся в негосударственном пенсионном фонде, то о финансовом результате своей работы должен сообщить этот НПФ.
Во второй части извещения содержатся сведения о расчётном пенсионном капитале, который формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на основании данных индивидуального (персонифицированного) учёта. Эти сведения учитываются при расчёте размера пенсии, а именно её страховой части. Здесь указаны суммы страховых взносов, перечисленные работодателем за застрахованное лицо за 2006 год, а также за 2002 – 2005 гг. нарастающим итогом.
В третьей части извещения содержатся сведения о поступлении страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за 2006 год в разрезе организаций, в которых застрахованное лицо осуществляло свою трудовую деятельность. Таким образом, если застрахованное лицо в 2006 году работало в нескольких организациях, в извещении можно увидеть, какую сумму страховых взносов перечислил за гражданина каждый работодатель.
У некоторых граждан при получении писем ПФР возникают вопросы, связанные с отсутствием данных об их трудовой деятельности в конкретной организации за определённые периоды 2006 года. Причин тому несколько:
1. Заработная плата выплачивается «в конверте». Работодатель скрывает фонд оплаты труда и соответственно уклоняется от уплаты всех налогов и обязательных платежей.
2. Организация не представила (или представила слишком поздно) в Пенсионный фонд необходимые документы – индивидуальные сведения о страховом стаже и страховых взносах.
3. Работодатель при сдаче сведений в ПФР допустил ошибку, повлекшую искажение информации или её отсутствие на индивидуальном лицевом счёте.
4. Предприятие предоставляет индивидуальные сведения качественно и в срок, но не перечисляет страховые взносы, попадая в число должников.
Ответ на вопрос, по какой из перечисленных причин информация в извещении не соответствует ожидаемой, в первую очередь можно получить на предприятии, где осуществляло деятельность застрахованное лицо. Кроме того, квалифицированную консультацию по любому вопросу граждане могут получить в территориальном управлении (отделе) ПФР по месту своего жительства.
Если подойти к указанным в письме цифрам серьёзно и не полениться их проверить, можно избавить себя от возможных в будущем неприятностей, когда предпринять что-либо будет уже поздно. Для тех, кто не получил письмо, сообщаем: ещё более 300 тысяч извещений ПФР ждут на почте своих адресатов. Не пожалейте времени и получите своё «письмо счастья».