Словно бывалый земледелец, посматривает Юрий Николаевич на безоблачные августовские небеса. Только в отличие от него Чистяков у высших сил дождика не просит, а совсем даже наоборот, потому что вода и сырость – злейший враг маляра.
Мастера именно этой профессии в одной связке со штукатурами и плиточниками делают сейчас «погоду» на отделке фасада и нижних фойе бывшего старейшего рабочего клуба, памятника советской архитектуры, построенного три четверти века назад по проекту Ивана Князева.
Памятник – федерального значения, реставрация зала и фасада идёт по фотодокументам и натурным обмерам под авторским надзором архитектора Елены Богородицкой, одной из немногих в наших краях обладательниц федеральной лицензии на реставрацию исторических памятников.
Только что на тыльной снежнобелой стенке здания появилась похожая на большую четырёхугольную заплату проба любимого колера товарищейконструктивистов – тёмносерого. Строгий образец, ему должны неукоснительно следовать отделочники. Вместе с заместителем директора филармонии Ириной Бородиной заглянули мы на ту страницу «тетради авторского надзора», где речь идёт о расцветке стен.
Всё жёстко закреплено рукой Богородицкой – от маркировки «краски акриловой фасадной для наружных работ (производство – г. Иваново)» до требования покраски «в два раза».
Фасад «Гиганта» на глазах меняет цвет с промежуточного белого – так эффектно выглядит шпаклёвка – на подлинный и окончательный. По сырому красить нельзя, маляры спешат и нервничают, не испортило бы им обедню ненастье. У них очередной аврал – дружно трудятся без выходных.
«Дождевую» тему наш гид – главный инженер неожиданно переводит... на сосульки. Их под крышей нового концертного зала не будет никогда. Заканчивается монтаж водостоков – с электрообогревом сливных труб. Говорят, такое нечасто встретишь и в столице.
Так что «Гиганту», заново рождённому, найдётся, чем удивить своих зрителей. Например, стенами, укреплёнными мрамором, или новейшей пожарноохранной сигнализацией – реагирует не только на огонь, но и на дым. Никогда не было здесь видеонаблюдения – теперь оно уже есть, душевых в санузле – к их оборудованию как раз сейчас приступают, не было туалетов для инвалидов и подъездов к залу, с пандусами для инвалидных колясок. Новинка – колориферное отопление в зале – больше нет в нём ни труб, ни батарей. «Гигант» мог только мечтать о гримировочных – теперь их четыре, о настоящем палубном брусе, автоматике пожаротушения на сцене.
А вообщето зал восстановлен таким, каким задумал его автор проекта – с лепкой, живописными портретами классиков музыки и литературы, пятью красивейшими люстрами. Два с половиной года отдали ему мастера ООО «Реставрация живописи и резьбы по дереву», последний ярославский кузнец Владимир Ковалёв из Союза дизайнеров России. Корпели на холоде, в сырости и темноте, светили себе на девятиметровой высоты лесах фонарями.
На столе у Ирины Бородиной поверх папок с проектными чертежами видим буклеты одной из московских фирм, выпускающей кресласупермодели: дубовые, с бесшумной посадкой, автоматическим подъёмом сиденья, откидывающейся спинкой. Как говорит Ирина Борисовна, такие установлены пока что только в конференцзале резиденции Президента России «Волжский утёс».
Москвичи готовы уступить ярославцам новинку со скидкой, по 235 евро за кресло, если возьмут комплект из восьмисот кресел.
И уж к слову. О «Гиганте» так и хочется сказать, как о храме: место намоленное. В этих стенах в годы войны жили и выступали артисты эстонских художественных ансамблей, здесь стоял за дирижёрским пультом знаменитый Юрий Аранович, начиналась всемирно известная ныне ярославская анимация. В клуб «Гигант» ходил на концерты весь город.
Филармония ничего этого не забыла. Её директор Ирина Трофилёва, подавая заявку от имени заказчика на кредиты для покупки театральных чудокресел, полна решимости доказать кому угодно, что «Гигант» вправе на них претендовать ничуть не меньше, чем конференцзал резиденции главы государства.
С недавних пор на стройке в «Гиганте» новый генподрядчик – вологжане, их ООО «Ремонтстройкомплект». Есть у них хороший опыт сотрудничества с Минкультуры, например, на реставрации кафедрального собора Рождества Богородицы в Вологде, древнего СпасоПрилуцкого монастыря. У пяти соперников, включая ярославских коллег, тендер на завершение ремонта и реставрацию «Гиганта» выиграли если не по опыту и квалификации, то по стоимости и надёжности гарантий сроков и качества работ.
Контракт с ними подписан в июле. За первый же месяц вологжане потратили 1 миллион 300 тысяч рублей собственных средств. А всего из областного бюджета субподрядчики под чутким приглядом молодого и энергичного директора фирмы Анатолия Шумова освоили 6 миллионов. Если так пойдёт дальше, то с застарелым долгостроем покончено будет уже нынешней осенью.