ЭФФЕКТ, КАК ОТ СТАКАНА
По словам одного из наиболее опытных детских тренеров Ярославской области Раисы Александровны Гусевой, лыжи – тот же алкоголь, только с обратным знаком. Вот и я, грешный, подсел... Знаете, как оно бывает: один знакомый посоветовал лыжами спину больную лечить, с другими разочек за город выехал, покатался. Опять же Демино – Кубок мира. Появились дома одни лыжи, другие. И пропал человек. Причем вся «жесть» «попадания» человека на лыжи в том, что останавливается он только в кювете или на пьедестале. Хотя, казалось бы, есть у тебя лыжи – ну и живи спокойно. Особенно летом. Бегай в меру, имитируй в гору, тягай резину да силу качай – в общем, дыши полной грудью. Но мысль точит: а ну как и в эту зиму снега не будет в достаточном количестве? Опять полтора месяца ездить?
И тут приходит спасительная мысль: если вместо лыж к креплениям приделать, допустим, колесо... И если взять палки... Можно ж «зажигать» все лето! И к зиме быть в такой форме, что Бъерндалин удавится. Но, купив лыжероллеры (это о них шла речь), возникает другой закономерный вопрос: а где ездить? Демино далеко (да и трасса там не для «чайников»), в Подолино ездят исключительно зимой, ибо асфальт там только на дороге в Ананьине. Дорог, свободных от автомобилей, сегодня не встретишь даже в самых медвежьих углах. Выход один – трасса в Павловском парке.
ХОРОШО, КОГДА «НЕ ЕДЕТ»
Естественно, что я как калач, неоднократно тертый в детстве об асфальт, не погнал в Брагино чохом. Сначала прошелся по местам боевой славы ярославских лыжников пешим порядком и убедился: слабым здесь не место. Во-первых – узко, во-вторых – круто, в-третьих – людно. А роллеры мне достались, прямо скажем, специфические: в гору и по равнине удачно маскируются под лыжи, а вот со спуска летят так, будто у них где-то в подшипниках скипидаром намазано.
И тут, на последнем вираже трассы, судьба подбросила мне двух волхвов из СДЮШОР-3 (ребята как раз закончили тренировку и грузили свои роллеры на велосипеды).
– Коллеги, – сказал я им, – помогите советом старому «чайнику». – Ежели поеду я по всем этим закидонам на коньковых «Стартах», убьюсь али нет?
Тот, что повыше, смерил меня взглядом и сказал, как отрезал:
– Вы? Убьетесь...
– Но вы-то, – говорю, – целы. Хотя даже шлемов не носите, не говоря уж о всяких защитах...
– А у нас роллеры специальные – с тугим ходом. Вообще не едут...
– Видел я, как здесь на гоночных летают – и живы.
– Вообще не трасса страшна сама по себе, – пояснил один из лыжников, – приспособиться-то и на «Стартах» можно. Но на каждом вираже практически все время ходят отдыхающие, вконтруклонах скапливается песок (что делает гоночные колеса «убойными»), а главное – машины. Пару раз этим летом ребята уже летали на обочину, уходя от столкновений. Тяжелых травм не было, но это не значит, что их не будет и у вас.
ПРОГНОЗЫ СБЫВАЮТСЯ
С этим весьма оптимистическим посылом я выехал в свет четырнадцатого числа сего года.
Что сказать по этому поводу? Трасса производила сильное впечатление – только отнюдь не спортивное. Нескончаемым потоком шел по ней народ, желающий охладить телеса в матушке Волге. Кто не мог идти – того везли на машинах и мотоциклах. Кто уже пришел – неспешно гулял прямо по асфальту. Только полный и официально оформленный идиот мог решиться проехать здесь на чем-нибудь меньше «Оки». Но охота была пуще неволи: уж шибко мне хотелось получить ответ на два вопроса: сумею ли я забраться в настоящий подъем и попасть собою в вираж на настоящем спуске?
Задача первая оказалась предельно простой: взял да залез. Даже особо и не упирался – мог бы и пару раз быстрей (но помнил о том, что всякий подъем диалектически чреват спуском). Задача вторая... В общем, бабушку и внучка (или внучку?), гулявших на въезде в вираж, мне удалось согнать с траектории диким криком и свистом. Правда, пока целился их объехать, скорость набралась изрядная – под сорок... И тут внезапно начался вираж, по которому, неспешно беседуя, прогуливались еще двое счастливых родителей с колясочками. Если бы они шли друг за другом – шанс проскочить оставался бы. Но они располагались параллельно друг другу, и пришлось применять экстренное торможение кувырком.
Уже потом, обрабатывая рану (асфальтом кожу содрало приблизительно с половины бедра), я оценил, насколько легко отделался. Действительно, под машину не влетел, ребенка не снес, не сломал не только ничего в организме, но и в инвентаре, плюхнувшись на асфальт с двумя железяками, прицепленными к ногам. Ну, праздник! Слегка отошедши от шока, вспомнил добрым словом своих тренеров из переславской ДЮСШ Александра Дмитриевича Прянишникова и Юрия Федоровича Сапегина – низкий им поклон. Ездить на лыжах они меня научили хорошо (настолько, насколько это было возможно), но еще лучше обучили падать. Не будь их школы, сел бы я за этот материал месяцев через пять, выйдя из травматологии Соловьевской больницы.
НАРОД В ПОЛНОМ ПРАВЕ
Конечно, проще всего было бы свалить происходящее на брагинский люд – бессмысленный и беспощадный. Однако как-то не поворачивается язык ругать людей, привыкших купаться в Волге именно здесь. Действительно, почему они должны пробираться к пляжу кружным путем, когда вот она – широкая асфальтированная дорога? Можно, конечно, пофантазировать о том, чтобы территорию трассы огородили колючей проволокой, по периметру поставили автоматчиков и пускали внутрь только по принадлежности к ДЮСШ.
Но опять получается ерунда – вместо интереса к спорту большая часть народа, живущего в самом густонаселенном районе города, проникнется к лыжникам самыми негативными чувствами. Нет, ну правда, им зимы не хватает на лыжах покататься, а мы в самую жару искупаться не можем. Ситуация получается безвыходной: лыжникам сейчас самая работа, но они вынуждены искать асфальт в каких-то местах, где его положили еще при царе Горохе. Отдыхающие, конечно, из парка в массе своей уйдут, но тренироваться там в полную силу можно будет только с первыми заморозками, когда лыжероллеры разбираются, консервируются и убираются до лучших времен.
ВАРИАНТ ПОПОВА
Лыжники, конечно, бьют во все колокола, пытаясь хотя бы как-то изменить ситуацию. Тогда же, 14-го, Виктор Семенович Попов – председатель федерации лыжных гонок Ярославской области – в очередной раз посетил Павловский парк со съемочной группой одной из ярослав-ских телекомпаний. Телевизионщики снимали фильм к тысячелетию Ярославля о наших парках и заодно о том, сколько мусора скопилось по берегу Волги, сколько автомобилей ежедневно проезжает под «кирпич» и какого роста здесь крапива. Наверное, получилось живописно.
Изменится ли что-либо к юбилею? По мнению самого председателя федерации, для лыжников идеальным решением была бы аренда парка каким-либо из спортивных клубов. С одной стороны, брагинцы вряд ли будут в восторге от этой идеи. С другой – взяли же оборотистые парни в аренду так называемый «Байкал» за Волгой. Поначалу народ тоже возмущался, однако затем вошел во вкус и даже нашел в этом вопросе некоторые позитивные стороны – к примеру, грязи вокруг «Байкала» стало меньше. Да и отдыхать народ приучился более цивилизованно – пьянство поутихло, появились варианты семейного отдыха.
Есть и еще одна идея – создать что-либо подобное за городом, вдали от оживленных мест народных гуляний. К примеру, в районе городского лыжного стадиона.
– Но даже если мы сделаем еще одну трассу, отказываться от Павловского парка ни в коем случае нельзя, – замечает Виктор Семенович. – Это единственное место, где могут постоянно тренироваться школьники, поскольку им выбраться за город возможно только один-два раза в неделю. Но тут необходима четкая позиция город-ских властей. К примеру, здесь нужно создать два-три рабочих места, чтобы принятые на работу сотрудники могли поддерживать хотя бы элементарный порядок и следить за состоянием трассы. Необходима наглядная агитация, фиксирующая, что в первую очередь это – спортивный объект и только потом – зона отдыха. И, конечно, нужно что-то делать с автотранспортом. Пока Бог милует, но если здесь так и будут разъезжать автомобили и мотоциклы – до беды недалеко.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
В начале материала мы обещали уточнить, какие меры приняли городские власти для разрешения проблемы. Уточняем: на въезде в парк со стороны улицы Урицкого поставлен знак «проезд запрещен» (в простонародье – «кирпич»). Но ушлые автомобилисты развернули его рабочей стороной к парку, и теперь ситуация полностью соответствует реальному положению вещей: на роллеры лучше не вставать. И наши лыжники, упорно продолжающие здесь тренироваться, вполне достойны статуса героев. Зато на машинах ездить можно вволю. Действительно, чего стесняться: «Все вокруг народное – все вокруг мое».