На просеке, которая тянется вдоль этой линии, принадлежащей Валдайским магистральным электросетям, буквально земля тлеет под ногами тех, кто прибыл сюда, чтобы сбивать и заливать пожар, длящийся почти неделю.
Подгоревшие корни уже не держат стволы деревьев, и те опасно накренились, угрожая проводам настолько, что на электролинии сработала система автоматического отключения. В итоге в Ярославле отключилась пятая часть потребителей тока. Подтверждением тому, что положение в Ярославском районе действительно угрожающее, стало собрание оперативного штаба при региональном управлении МЧС.
Одна за другой пожарные машины ныряют под кроны деревьев, быстро опорожняются и мчатся в Нижний поселок за новыми порциями воды. Позавчера 18-тонная бочка так глубоко увязла в торфяной каше, что водителю этого тяжеловоза пришлось заночевать в кабине. На другой день были предприняты попытки вытащить «пожарку» из торфяного плена. Вчера даже к обеду этого сделать не удалось. Утонувшая по самый бампер спецмахина настолько вписалась в окружающий пейзаж, что возле переднего колеса безбоязненно расположилась лесная гадюка, изрядно напугавшая нашего фотокора.
Напряжённая ситуация сложилась и возле деревни Гаврилово, где не без помощи пресловутого «человеческого фактора» воспламенился полуторагектарный участок земли, принадлежащий ЗАО «Заволжский». Клочок торфяника примыкает к лесным угодьям лесхоза Ярославского района. Его работники вот уже несколько дней предпринимают отчаянные усилия, чтобы не допустить возгорания леса.
По шоссе в сторону Прусова на приличной для грузовика скорости промчалась пожарная машина. Редакционная «Волга» бросилась вдогонку. Возле придорожного болотца, подёрнутого ряской, двухтонная бочка тормознула. Водитель и лесник «в одном флаконе» Александр Палкин проворно выскочил из кабины, поднял двадцатисантиметровый в диаметре пожарный рукав и подсоединил к насосу. Примерно за минуту машина выпила пару тонн воды и помчалась в сторону деревни Гаврилово, где бочку с нетерпением ожидал окутанный дымом мастер леса Алексей, не выпускавший из рук ствол для тушения пожара. Рукав подключён, тугая струя воды ударила по горящему торфу.
Вот уже шестой день здесь продолжается поединок охранников леса с разбушевавшимся лесным пожаром.
К моменту нашего приезда лесник Палкин сделал девять рейсов от болота к месту по-жара.
– Сегодня, как и вчера, дали всего 59 литров бензина, оставшегося хватит мне всего на одну-две ходки, – говорит Александр.
Как только горючее закончится, работу придётся прекратить. Будет ли бензин завтра? На этот вопрос ответить сложно.
– Если удастся выбить бензин на завтра, то тушить продолжим, если нет – останется лишь уповать на милость небесной канцелярии, – говорит директор Ярославского сель-ского лесхоза Юрий Мешков.– С выходом нового Лесного кодекса наша организация по сути дела поставлена вне закона. Дело в том, что субвенции из федерального бюджета идут на земли лесного фонда, а за нами числятся покрытые лесом земли сельхозназначения. С апреля этого года нам практически полностью прекратили бюджетное финансирование. Так что для тушения пожара используем средства, которые сами с большим трудом зарабатываем, но они крайне незначительны. То есть деньги, которые могли бы идти на зарплату (лесник, к примеру, получает в месяц полторы тысячи), сгорают в пламени лесных пожаров. Люди у нас работают фактически на голом энтузиазме. Шутка ли, работники нашего лесхоза до сих пор не получили зарплату за май. А между тем в ведении нашей организации около тридцати тысяч гектаров леса.
– Все-таки есть надежда, что справитесь с пожаром, несмотря ни на что, у деревни Гаврилово?
– Защищаем здесь участок леса не только с помощью воды. Обкопали очаг возгорания фрезой, а также экскаватором на базе МТЗ-82. С большим трудом, но со своей задачей справимся. С тревогой ожидаем начала охотничьего сезона. Грянет пальба, к тому же охотники не мыслят отдыха на природе без традиционного костра. Было бы разумно, учитывая сложившиеся экстремальные погодные условия, перенести открытие охоты хотя бы на недельку.
На заседании оперативного штаба регионального управления МЧС было решено с помощью специальных табличек ограничить посещение людьми лесов, примыкающих к областному центру. На обратном пути по шоссе со стороны Прусова наша «Волга» едва протиснулась сквозь строй притулившихся к обочине десятков легковых автомобилей, пассажиры которых с песнями и зажжёнными сигаретами беззаботно дефилировали по сосновому бору вокруг популярного в народе озера «Байкал». И это несмотря на то, что населению через СМИ настоятельно рекомендуется в ближайшие пару недель в лес не ходить.