«Нам, пешеходам, пока не до красоты тротуара, – пишет Елена Моисеева с улицы Чкалова. – Как бы только добраться от одного островка плитки до другого, не повредив ноги. О какой красивой походке в дорогой обуви на высоких каблуках можно говорить, когда даже на сплошной подошве идёшь, спотыкаясь и ощущая ногами каждый камушек тротуара. И так почти на каждой улице. Стыдно за городские власти! Готовимся к юбилею, к нам постоянно приезжают туристы, а у нас даже в центре города такое безобразие. На набережной, где так любят гулять ярославцы и гости города, заасфальтирована только проезжая часть, да и то местами. А уж про лестницу, спускающуюся к фонтанам, страшно и говорить – ступеньки крошатся под ногами. Очень бы хотелось, чтобы власти озаботились наконец-то этой проблемой и вместо того, чтобы строить бесчисленные торговые центры, привели в порядок тротуары города. И пусть тротуарная плитка будет везде, а не только у престижных магазинов и фирм».
– У нас в Брагине вообще нет плиточных тротуаров, – посетовала Лариса Яснова. – Однажды, когда я шла недалеко от администрации Дзержинского района, мой каблук полностью погрузился в асфальт – еле-еле потом отмыла.
– За универмагом «Ярославль» частники разбили скверик – и так его обустроили, что любо-дорого. Но перед самим магазином – неровный старый асфальт, а ведь универмаг – муниципальная собственность! – делится наблюдениями живущая в центре Валентина Сергеева. – Возле Дворца бракосочетания плитки чуть-чуть, а рядом в двух шагах – просто ухабы какие-то. На проспекте Толбухина так неровно наклепали эту плитку, что невозможно везти коляску с ребёнком.
– Весной на тротуарах образуются большие лужи из талой воды, а под водой – лёд. Ходить ужасно неудобно, – выражает недовольство Игорь Новиков с Суздалки. – Почему они проседают? Должен же кто-то контролировать, ровно легла плитка или нет. Можно, например, подгонять поливальную машину: раз окатили – и сразу видно, если есть лужи, значит, плитка лежит неровно.
Также, пользуясь случаем, люди жаловались на обилие рекламных щитов и на владельцев машин, которые загромождают узкие улицы, ездят прямо по тротуарам или используют газоны как бесплатную автостоянку.
Вновь вернувшись к тротуарному вопросу, мы проконсультировались с рабочими и инженерами, которые разбираются в вопросах плиточного мощения. Оказывается, дороги и тротуары проваливаются и горбятся из-за нарушения технологии укладки, применения материалов, не соответствующих назначению покрытия, но главным образом из-за банального незнания геологических особенностей грунта. Необходимо учитывать состав многослойного «пирога», а для этого требуется провести тщательное и дорогостоящее исследование. Важно соблюдать технологию, использовать качественные материалы. Самый распространённый вариант и он же самый неудачный – это глянцевая прямоугольная плитка. Её очень легко повредить, и к тому же она действительно скользкая. Самый выигрышный вариант, прочный и нескользящий, – «катушка». А обращаться, между прочим, с мощёным тротуаром нужно гораздо аккуратнее, чем с асфальтовым. Убирая снег и лёд, нельзя пользоваться ломом – чтобы наледи не было, подобные тротуары рекомендуется... нагревать.
Но это всё – в идеале. Увы, наша суровая действительность легко отметает половину установленных правил. Какое исследование грунта? Вряд ли частные предприниматели, которых обязывают мостить тротуары, всерьёз задумываются над тем, что находится там, под асфальтом. Вопрос о цене и качестве плитки тоже не стоит, всё определяет принцип «побыстрей да подешевле». А о том, проверяет ли кто-нибудь качество тротуаров, мы спросили в Кировской администрации.
– Так как частные предприниматели ремонтируют тротуары за свой счёт, качество их работы никто не контролирует, – пояснила заместитель начальника планово-экономического отдела Любовь Лапина. – Но им выдаются технические условия, которым они должны следовать. А мощение тротуаров возле жилых зданий входит в программу благоустройства, которой занимается администрация. Объявляется конкурс на муниципальный заказ – и результаты работы принимает специальная комиссия.
О наболевших проблемах тротуаров и улиц мы также побеседовали с помощником директора департамента городского хозяйства Ириной Романенковой.
– Все дорожные работы всегда финансировались из разных источников, – рассказала Ирина Анатольевна. – В зависимости от значения дороги деньги выделяются из федерального, областного или городского бюджета. В мае этого года мы освоили 100 миллионов рублей областных и 145 миллионов городских денег. На эти средства сделали югозападную окружную дорогу, отремонтировали Октябрьский мост, начали работы на путепроводе у Моторного завода. На федеральном уровне сейчас разработана президентская программа «Российские дороги». В её рамках Ярославлю выделят 477 миллионов рублей на ремонт дорог и тротуаров. Это очень хорошие деньги, нам ещё никогда не давали так много. Перечислят их только осенью, но мы уже распределили, что куда. Так, например, предусмотрено благоустройство тротуаров на территории, ограниченной Волжской набережной, Народным переулком, Советской площадью и Советским переулком, на площади Юности, площади Богоявления, Красной площади, улице Собинова, Революционном бульваре и возле сквера по улице Трефолева. Пока что хватает денег только на центр – всётаки лицо города. Но постепенно плитка придёт и в другие районы, и на окраины, уже сейчас делают тротуары на Липовой горе. А насчёт проверки работ могу сказать: если мы видим, что после дождя остаётся лужа и вода не уходит в землю, то мы заставляем переделывать.
Решить проблему стоянок машин на газонах, как оказалось, гораздо сложнее.
– Все понимают: город задыхается, нужно чтото делать. Мы надеемся, что Карабулинская развязка, которую планируется построить, разгрузит центр от машин. Альтернативная дорожная ветка позволит проезжать из одного конца города в другой, минуя Кировский район. Конечно, машины на газонах – это недопустимо. Расширять улицы в центре не представляется возможным – только за счёт сноса домов, но ведь там же сплошные офисы. Мы надеемся, что эту проблему решат новые дороги и подземные автостоянки. Наружную рекламу на улицах тоже приведут в порядок. Будут введены ограничения на установку рекламных щитов, чтобы они находились на расстоянии не менее 100 метров друг от друга.
Итак, нам остаётся надеяться на лучшее и мечтать, что когданибудь наши улицы станут всётаки аккуратными и удобными. Эх, а как подумаешь, что в Европе улицы моют шампунем, а за порчу тротуара можно подать на нарушителя в суд – становится грустно: где они – и где мы? А ведь ещё гоголевский городничий из «Ревизора» предложил хорошую идею. Жаль только, что это была всего лишь оговорка: «...Пусть каждый возьмёт в руки по улице... чёрт возьми, по улице – по метле! И вымели бы всю улицу...» Вот если бы на самом деле обязать каждого из наших многочисленных чиновников взять на попечение улицу или квартал – и пусть каждый следит за порядком на своей территории. Может, глядишь, и толк бы вышел?