У кинотеатра «Аврора» – не менее сотни людей на остановке. Редкие маршрутки проезжают не останавливаясь. Посреди проезжей части – первые ласточки, два «поцеловавшихся» авто. Одна машина, соб-ственно, и так металлолом, хоть и иномарка. Другая – тоже не новый ВАЗ. Мы стояли минут сорок – машина ГИБДД так и не подъехала к месту происшествия. Из чего люди заключили: пробка большая, к нам не пробиться.
Больше стоять у «Авроры» не имело смысла – не было даже такси. Самые умные поворотили к рынку в надежде сесть в какой-нибудь транспорт на предыдущей остановке. Там удалось протиснуться в 32-й. Доехали до Тверицкого бора – встали. Все. Вышли и рысцой – все куда-то опаздывали! – рванули вперед. И я тоже, так как опаздывала на встречу с одним чиновником.
В сплошной веренице автомобилей – грузовик. Непонятно, что заставило глянуть наверх. Кузов битком набит коровами. В огромных влажных глазах страх. Животных била крупная дрожь – то ли чувствуют, что их везут на погибель, то ли испугались такого столпотворения. Столько машин, воздух пропитан выхлопами! Самые наглые водители вышли на встречную полосу и дуют по ней.
У Дачной полегче, на мост все въезжают свободно. Начало одиннадцатого! Нигде никаких аварий. Непонятно, откуда пробка?
Потом уже, из редакции, звоню в ДЭУ, которое опекает дороги Заволжского района. «А мы отвечаем только за вывоз снега!» Звоню в «Спецавтохозяйство» его начальнику Евгению Горюшину. Хочу спросить: на кого же вы в такую метель покинули родной район? (Он когда-то работал главой Заволжского района.) «Начальник занят – у него сейчас какой-то журналист». Ага, интервью дает, значит. Почему, дескать, улицы песком не посыпаны.
Утреннюю ситуацию на проспекте Авиаторов мне комментирует исполнительный директор предприятия Александр Леонидович Щербаков:
– Снег в 7.30 пошел. А у меня в семь утра машины с песком вышли. Первая на волжском мосту в 7.45 появилась. В течение получаса мост засыпали. Проспект Авиаторов – немного попозже. Знаете, по ГОСТу уборка улиц производится в течение четырех часов после снегопада. В первую очередь посыпаются наиболее опасные места – повороты, развороты, перекрестки, мосты, спуски-подъемы – то есть там, где машины тормозят наиболее часто и есть опасность заноса. Это Московский проспект, волжский мост, проспект Октября...
– А проспект Авиаторов?
– А Авиаторов относится к следующей категории. Улицы, где поток машин более ста в час, посыпаются песком в течение трех часов после снегопада. Где меньше ста – не посыпаются.
– Как же так, столько машин у нас скопилось, народ пешком шел в центр...
– Но я же не Господь Бог. Это нормативные документы, по которым живет вся страна! А еще есть распоряжение мэра от 11 апреля 2005 года.
– О чем?
– О том же – оно подтверждает ГОСТ.
– И что, вы с утра проехали по городу, и нигде, кроме Заволжья, нет пробок?
– Нет!
– Но почему же у нас на Авиаторов?..
– Да потому, что на мосту авария случилась: столкнулись «Москвич» и автобус. И вообще, у меня на весь город только 26 уборочных машин!
Ну что же делать, когда страна живет по ГОСТу... В дежурной части ГИБДД с этим не спорят – и ругают не дороги, а водителей. И о причинах аварий на Октябрьском мосту – их, как оказалось, было три – выражаются лаконично: «У нас ездить никто не умеет!» А по городу с утра, сказали, зарегистрировано пятьдесят аварий. Возможно, как раз в течение четырех гостовских часов. И пробки были по всему городу.
* * *
P. S. На встречу с чиновником я не успела. Но, как выяснилось, он и сам живет в Заволжье...